Компетентностный подход в образовании.

Компетентностный подход в образовании.

В марте 1996 года в Швейцарии в рамках Европейского «Совета по культурному сотрудничеству» состоялся симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы».
Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению (Ж Кулаган).
Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным не означает быть ученым или образованным.
Компетенция – способностью «мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт» (Ж.-Ф. Перрэ).

Знание и компетенция: в компетенции присутствует воля или, по крайней мере, ее проявление, поскольку речь идет о «мобилизации» полученных знаний и опыта.
Умение и компетенция. Умение – это действие в специфической ситуации. Это проявление компетенции.
Умения предстают, таким образом, как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение.
Вопрос отношений между знанием и действием проходит через всю историю школы и педагогики.
Ключевые компетенции:
1. Способность решать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение.

4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

5. Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Приобретение компетенций: действовать, чтобы научиться.
Приобретение компетенций базируется на опыте, деятельности обучающегося.
- Чтобы научиться работать, нужно работать.
- Чтобы научиться общению, бесполезно слушать научные доклады об общении, нужно общаться; доклады могут помочь навести порядок в приобретенном опыте.
- Нельзя научиться английскому языку, не говоря по-английски.
Иначе: если целью является приобретение учащимися компетенций, недостаточно разработать учебные программы и методику дисциплин. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых.

Примеры:
1. Возьмем компетенции, приобретаемые и применяемые учащимися во время оценки их знаний (по Ж.Ф.Перрэ). Почти ежедневно молодые люди попадают в ситуацию, когда они должны показать не то, что они умеют делать, а то, что они выучили. В этом случае речь идет о том, чтобы выучить именно то, что нужно, не ошибиться в ожиданиях преподавателя, затем добиться извлечения пользы из того, что знаешь; сделать вид, если это возможно, что знаешь немного больше; в любом случае, избежать недооценки; короче, сделать хорошую мину. Для учащегося эта компетенция жизненно важная; обучение ей, тем не менее, не указано ни в одной программе.
2. Принципы активной школы укоренились очень слабо. Фронтальное и коллективное обучение преобладает. Слушая преподавателей, становишься компетентным слушать преподавателей, поскольку слушание – это тоже деятельность. Вообще, при выполнении специальности учащегося учишься жить в ритме уроков, менять сферы интересов по команде (переходить от урока немецкого языка к физкультуре, а затем к математике). Учишься делать присутствующий вид, даже если материал урока скучен; учишься выявлять пристрастия и особые требования каждого преподавателя.
При более пристальном изучении специальности учащихся, можно прийти к выводу, что она состоит из тысячи компетенций, приобретенных благодаря длительным специфическим отношениям в школьной среде.
3. Школьные занятия имеют важное познавательное значение, но не только. Деятельность, которая нацелена на приобретение компетенций, рискует «дать сбой», если она позволит допустить, что компетенции можно приобрести без погружения и без значительного инвестирования учащихся в области надлежащих знаний и опыта» (Кулаган). Однако это инвестирование зависит от смысла, который учащиеся и студенты вкладывают в предлагаемые им деятельность и обучение. Важно подчеркнуть, что, чтобы стать генератором компетенций, опыт должен приобрести смысл для учащихся, а не только преподавателей и администрации. С этой точки зрения учащиеся не отличаются от других трудящихся, особенно интеллектуалов. Гораздо чаще, чем можно подумать, школьные трудности и неудачи являются «ошибкой в ориентации», а не реальной умственной неспособностью учиться.

Примерный список компетенций:
Изучать:
• Организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
• Организовать свои собственные приемы обучения.
• Уметь решать проблемы.
• Самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• Запрашивать различные базы данных.
• Опрашивать окружение.
• Консультироваться у эксперта.
• Получать информацию.
• Уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• Организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий.
• Уметь противостоять неуверенности и сложности.
• Занимать позицию в дискуссиях и уметь выковывать свое мнение.
• Видеть важность политического и экономического окружения, в котором происходит обучение и работа.
• Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой.
Сотрудничать:
• Уметь сотрудничать и работать в группе.
• Принимать решения.
• Улаживать разногласия и конфликты.
• Уметь договариваться.
• Уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:
• Включаться в проект.
• Нести ответственность.
• Войти в группу или коллектив и внести свой вклад.
• Уметь организовывать свою работу.
• Уметь пользоваться ИКТ.
Адаптироваться:
• Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации.
• Доказать гибкость перед лицом быстрых изменений.
• Показать стойкость перед трудностями.
• Уметь находить новые решения.

Портфолио

Кычкиной Антонины Анатольевны, СОШ №5