Фирменные классы – инновационная идея реализации дуального образования.
Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления
о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни:
способность работать в группе; командный дух и вкус риска;
чувство ответственности и личная дисциплина;
чувство инициативы, любознательности, творчества;
дух профессионализма, стремление к совершенству,
чувство соревновательности; чувство служения общему, патриотизм.
Эти качества составляют основу духа предприятия».
Совет Европы
С 2008 года в школе действуют Фирменные классы по 7 стратегическим отраслям
развития РС(Я). Заключены соглашения с фирмами-партнерами: НВК «Саха», Технический
холдинг «Эльф», ОАО «Сахатранснефтегаз», Министерство внешних связей РС(Я),
Министерство предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Министерство
транспорта, связи и информатизации РС(Я), ФМФ «Ленский край».
Почему школой был избран такой путь реализации Концепции дуального и профильного
образования*
1. Потребителями образования являются: личность, удовлетворяющая потребность
в новых знаниях и навыках с целью самосовершенствования, повышения общественного
статуса, получения материального благополучия, формирования межличностной
среды; государство, удовлетворяющее свои потребности в компетентных работниках
и стабильности общества; муниципальные органы исполнительной власти, субъекты
хозяйственной деятельности, удовлетворяющие потребности в квалифицированных
кадрах.
2. В 2007 году Правительством РФ утверждена стратегия развития РС(Я) «Схема
комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я)
до 2020 года». Школа должна найти свою нишу в ее реализации - и, в первую
очередь, через профессиональную ориентацию и профильное обучение по направленности
развития экономики и социальной сферы республики.
3. Для эффективной реализации функции социализации школе необходимо широкое
взаимодействие с социальными партнерами, что успешно реализуется при освоении
фирменного образования. Фирменное образование (для школы) – образование,
призванное сформировать осознанный профессиональный выбор по приоритетным
отраслям развития РС(Я), вооружить школьников знаниями и выработать те способности,
которые необходимы для успешного продолжения образования в послешкольный
период и достижения наивысшего для себя карьерного роста. Фирменное образование
(для сферы бизнеса) – формирование на ранней ступени образования молодежи
кадрового потенциала, обладающего высокой мотивацией на получение специальности
по профилю фирмы, необходимыми знаниями о развитии рынка производительного
труда, готового и способного к достижению наивысшего карьерного роста в
области избранной профессии. Фирменный класс – одновозрастная организованная
группа учеников школы, осваивающая программу обучения по профилю фирмы,
осуществляющей над ней кураторство в сфере профориентационной деятельности,
содержания профильной подготовки, поступления в профильный вуз, получения
профессионального образования и последующего трудоустройства.
Фирменный класс – база личной и социальной идентификации молодого человека.
4. Цели и ожидаемые результаты реализации инновационной модели профильного
(предпрофильного) обучения:
создание в старшей ступени школы механизма освоения образовательных программ,
обеспечивающего:
* вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;
* возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов
содержания изучаемых профилей и соответствующих им форм учебной деятельности;
* практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельностной
компоненты;
* более раннее самоопределение обучающихся в будущей профессиональной деятельности;
* создание единого с заказчиками на подготовку кадров дуального образовательного
поля.
5. В результате реализации программы школьники овладеют новыми способами
деятельности:
* Навыки общения (консультирования, ведения переговоров, умения договариваться).
* Навыки групповой работы (групповая ответственность за планирование и результат
работы, ее качество, самосовершенствование).
* Умение быстро переходить от производства продуктов (интеллектуальных,
творческих, материальных) массовой деятельности к разнообразию и их более
широкому спектру.
* Овладение «Портфелем навыков», которые можно адаптировать к новым потребностям.
* Готовность к принятию перемен.
* Готовность к стратегическому партнерству.
* Заинтересованность в улучшении качества (учебы, труда, взаимодействия)
и готовность нести персональную ответственность за качество.
* Готовность к самостоятельной занятости.
* Освоение методов модульного и блочного обучения.
* Освоение компетенций самообразования.
6. Полезность введения фирменного образования для ученика:
* Расширение общего фона развития личности.
* Овладение компетенциями «для жизни».
* Построение своей профессиональной траектории.
* Раннее профессиональное самоопределение.
* Возможность обучения по индивидуальному учебному плану.
* Овладение технологией дистанционного обучения.
* Прохождение практики на фирме-кураторе; исключение фактора послевузовской
адаптации.
* Ознакомление с «фирменными» традициями.
* Возможность «фирменного» сопровождения при поступлении в учреждение ПО,
обучении. Возможность получения именной стипендии.
* Гарантия получения работы по полученной специальности.
* Возможность достижения наивысшего карьерного роста.
* Осознание значимости образования в течение всей жизни.
Полезность введения фирменного образования для родителей:
* Повышение интереса детей к обучению.
* Овладение детьми жизненными компетенциями.
* Профессиональное самоопределение детей.
* Возможность успешного жизненного старта.
* Помощь детям при поступлении и обучении в ПОУ.
* Гарантированное трудоустройство молодых специалистов по полученной профессии.
Полезность введения фирменного образования для школы:
* Сокращение разрыва между двумя уровнями среднего образования: «королевским
путем» и «путем в мир труда».
* Превращение противоречий существующего профильного обучения в связи –
вклад в формирование «образовательного общества».
* Освоение технологии построения индивидуальных парадигм образования.
* Повышение учебной мотивации обучающихся – повышение качества образования.
* Установление партнерских связей в управлении образовательным процессом.
* Привлечение в школу интеллектуальных, финансовых, материальных инвестиций.
* Системная перспектива для школы.
Полезность введения фирменного образования для государства:
* Обновление общего образования как основы для дальнейшей профессиональной
подготовки ответственных, готовых к сознательному труду россиян (Д.А.Медведев).
* При партнерском участии образования и бизнеса формируется прочная база
экономики, основанная на знаниях (А.А.Фурсенко).
* Целевая индивидуальная подготовка высококвалифицированных специалистов
для приоритетных отраслей.
* Финансовые затраты государства на обучение в старшей школе - целенаправленные,
профессионально ориентированные.
Производственному комплексу Якутии нужны кадры – хорошо подготовленные,
мотивированные на высокоэффективную профессиональную деятельность, мобильные,
конкурентоспособные, готовые к творческому решению производственных задач
– кадры из числа жителей республики, развитие которой явится для них делом
личной заинтересованности и высочайшей ответственности перед своим народом.
Школа призвана и способна включиться в деятельность по подготовке таких
кадров.