Фирменные классы – инновационная идея реализации дуального образования.

Фирменные классы – инновационная идея реализации дуального образования.

Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления
о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни:
способность работать в группе; командный дух и вкус риска;
чувство ответственности и личная дисциплина;
чувство инициативы, любознательности, творчества;
дух профессионализма, стремление к совершенству,
чувство соревновательности; чувство служения общему, патриотизм.
Эти качества составляют основу духа предприятия».
Совет Европы

С 2008 года в школе действуют Фирменные классы по 7 стратегическим отраслям развития РС(Я). Заключены соглашения с фирмами-партнерами: НВК «Саха», Технический холдинг «Эльф», ОАО «Сахатранснефтегаз», Министерство внешних связей РС(Я), Министерство предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Министерство транспорта, связи и информатизации РС(Я), ФМФ «Ленский край».
Почему школой был избран такой путь реализации Концепции дуального и профильного образования*
1. Потребителями образования являются: личность, удовлетворяющая потребность в новых знаниях и навыках с целью самосовершенствования, повышения общественного статуса, получения материального благополучия, формирования межличностной среды; государство, удовлетворяющее свои потребности в компетентных работниках и стабильности общества; муниципальные органы исполнительной власти, субъекты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие потребности в квалифицированных кадрах.
2. В 2007 году Правительством РФ утверждена стратегия развития РС(Я) «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года». Школа должна найти свою нишу в ее реализации - и, в первую очередь, через профессиональную ориентацию и профильное обучение по направленности развития экономики и социальной сферы республики.
3. Для эффективной реализации функции социализации школе необходимо широкое взаимодействие с социальными партнерами, что успешно реализуется при освоении фирменного образования. Фирменное образование (для школы) – образование, призванное сформировать осознанный профессиональный выбор по приоритетным отраслям развития РС(Я), вооружить школьников знаниями и выработать те способности, которые необходимы для успешного продолжения образования в послешкольный период и достижения наивысшего для себя карьерного роста. Фирменное образование (для сферы бизнеса) – формирование на ранней ступени образования молодежи кадрового потенциала, обладающего высокой мотивацией на получение специальности по профилю фирмы, необходимыми знаниями о развитии рынка производительного труда, готового и способного к достижению наивысшего карьерного роста в области избранной профессии. Фирменный класс – одновозрастная организованная группа учеников школы, осваивающая программу обучения по профилю фирмы, осуществляющей над ней кураторство в сфере профориентационной деятельности, содержания профильной подготовки, поступления в профильный вуз, получения профессионального образования и последующего трудоустройства.
Фирменный класс – база личной и социальной идентификации молодого человека.

4. Цели и ожидаемые результаты реализации инновационной модели профильного (предпрофильного) обучения:
создание в старшей ступени школы механизма освоения образовательных программ, обеспечивающего:
* вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;
* возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов содержания изучаемых профилей и соответствующих им форм учебной деятельности;
* практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельностной компоненты;
* более раннее самоопределение обучающихся в будущей профессиональной деятельности;
* создание единого с заказчиками на подготовку кадров дуального образовательного поля.
5. В результате реализации программы школьники овладеют новыми способами деятельности:
* Навыки общения (консультирования, ведения переговоров, умения договариваться).
* Навыки групповой работы (групповая ответственность за планирование и результат работы, ее качество, самосовершенствование).
* Умение быстро переходить от производства продуктов (интеллектуальных, творческих, материальных) массовой деятельности к разнообразию и их более широкому спектру.
* Овладение «Портфелем навыков», которые можно адаптировать к новым потребностям.
* Готовность к принятию перемен.
* Готовность к стратегическому партнерству.
* Заинтересованность в улучшении качества (учебы, труда, взаимодействия) и готовность нести персональную ответственность за качество.
* Готовность к самостоятельной занятости.
* Освоение методов модульного и блочного обучения.
* Освоение компетенций самообразования.
6. Полезность введения фирменного образования для ученика:
* Расширение общего фона развития личности.
* Овладение компетенциями «для жизни».
* Построение своей профессиональной траектории.
* Раннее профессиональное самоопределение.
* Возможность обучения по индивидуальному учебному плану.
* Овладение технологией дистанционного обучения.
* Прохождение практики на фирме-кураторе; исключение фактора послевузовской адаптации.
* Ознакомление с «фирменными» традициями.
* Возможность «фирменного» сопровождения при поступлении в учреждение ПО, обучении. Возможность получения именной стипендии.
* Гарантия получения работы по полученной специальности.
* Возможность достижения наивысшего карьерного роста.
* Осознание значимости образования в течение всей жизни.
Полезность введения фирменного образования для родителей:
* Повышение интереса детей к обучению.
* Овладение детьми жизненными компетенциями.
* Профессиональное самоопределение детей.
* Возможность успешного жизненного старта.
* Помощь детям при поступлении и обучении в ПОУ.
* Гарантированное трудоустройство молодых специалистов по полученной профессии.
Полезность введения фирменного образования для школы:
* Сокращение разрыва между двумя уровнями среднего образования: «королевским путем» и «путем в мир труда».
* Превращение противоречий существующего профильного обучения в связи – вклад в формирование «образовательного общества».
* Освоение технологии построения индивидуальных парадигм образования.
* Повышение учебной мотивации обучающихся – повышение качества образования.
* Установление партнерских связей в управлении образовательным процессом.
* Привлечение в школу интеллектуальных, финансовых, материальных инвестиций.
* Системная перспектива для школы.
Полезность введения фирменного образования для государства:
* Обновление общего образования как основы для дальнейшей профессиональной подготовки ответственных, готовых к сознательному труду россиян (Д.А.Медведев).
* При партнерском участии образования и бизнеса формируется прочная база экономики, основанная на знаниях (А.А.Фурсенко).
* Целевая индивидуальная подготовка высококвалифицированных специалистов для приоритетных отраслей.
* Финансовые затраты государства на обучение в старшей школе - целенаправленные, профессионально ориентированные.
Производственному комплексу Якутии нужны кадры – хорошо подготовленные, мотивированные на высокоэффективную профессиональную деятельность, мобильные, конкурентоспособные, готовые к творческому решению производственных задач – кадры из числа жителей республики, развитие которой явится для них делом личной заинтересованности и высочайшей ответственности перед своим народом. Школа призвана и способна включиться в деятельность по подготовке таких кадров.

Портфолио

Кычкиной Антонины Анатольевны, СОШ №5