Школа и окружающее сообщество.

Школа и окружающее сообщество.
Школа неотделима от жизни социума. Она несет в себе глубинный менталеобразующий потенциал.
Миссия школы заключается в трансляции из поколения в поколение и закреплении наиболее стабильных и нравственно емких духовных, мировоззренческих и культурных ценностей, накопленных предками, в целенаправленном обогащении индивидуальных и общественных ментальных качеств социума. Как известно, среди традиционных, пришедших исстари черт ментальности жизни и самосознания жителей окружающего социума – особое отношение к малой родине, природе, открытость социума, доверительность человеческих отношений, общинность, забота о каждой семье и каждом члене окружающего сообщества и др. Но ценности ментального пространства социума в силу неблагоприятных политических и социально-экономических обстоятельств подверглись разрушению. Воссоздание их становится важнейшей функцией именно школы во взаимодействии с семьей.
Когда человек оказывается в ситуации социальной неопределенности, способность к выживанию, саморазвитию определяется и его собственным духовно-нравственным потенциалом, и социально-педагогической поддержкой, оказываемой ему различными социальными институтами. Школа, как и семья, также не могут существовать отдельно от нужд и потребностей жителей социума, развитие системы образования только внутрисферно невозможно. И потому педагогические коллективы стремятся к поиску путей расширения культурно-образовательного пространства воспитания и подготовки детей к взрослой жизни. Традиции «воспитывать всем миром» для школы можно возродить, но в новом варианте: она (школа) несет в социум положительные традиции, формирует потребность в культуре, желание пойти навстречу друг другу и помочь школе, а значит себе и своим детям. Формируется образовательный комплекс, который требует особых управленческих подходов, в основе которых общественно-государственный характер управления. За этим будущее школы.
С каким «багажом» должен ребенок выходить из стен школы? Как через образование, воспитание объединить общество, как через школу восстановить систему пострадавшего социума, как построить социально-педагогическую среду, благоприятствующую развитию личности не только ребенка, но и взрослого? Поиск ответов на эти вопросы становится в настоящее время своевременным и актуальным шагом развития школы.
Большинство родителей нашего времени – представителей социального окружения школы – повзрослели в переходный период страны. Задачей граждан было выжить собственными силами, ориентироваться только на собственные потребности. Как следствие – утрата навыков «совместного жития», при котором работает система взаимоподдержки и взаимопомощи. Восполнение его требует объединения родителей, привития им культуры благотворительности, добровольчества, позитивной социальной инициативы, гражданского участия. Сегодня резко обозначилась задача превращения разобщенного населения в организованное сообщество, сделать это возможно через освоение школой современной технологии работы с общественностью, с семьей, что требует изменения ее собственного имиджа, а значит, формирования культуры деловых партнерских отношений.
В чем же может заключаться общий интерес и взаимовыгодность отношений школы и окружающего сообщества (в том числе семьи)? Для большинства родителей и жителей старшего поколения образование ребенка, внука – ценность. Качество образования в школе является для них злободневным и весьма актуальным. Большинство родителей готовы помогать школе ради того, чтобы дети были здоровы, интеллектуально развиты, духовно богаты, они озабочены неблагополучной социальной средой, в которой растет ребенок. Проблемы благоустройства места жительства, стремительного роста детской преступности, наркомании, алкоголизма, работы правоохранительных органов часто обсуждаются соседями. Люди пытаются их решить, но им не хватает навыков самоорганизации. Нужен организующий центр, способный найти точки пересечения. Предпосылками для сотрудничества подчас могут явиться самые мелкие задачи, однако правильное развитие таких отношений приведет к долгосрочному и результативному сотрудничеству. Чтобы партнерство было успешным, оно должно быть взаимовыгодным и начинаться должно не с просьбы оказать материальную поддержку, а с вопроса: «Что мы можем для вас сделать?»
Развивая сообщество, школа активно развивается сама. Общеизвестно, что наибольший эффект от реализации программ развития наблюдается в тех школах, где педагогический коллектив, управленческий аппарат максимально учитывают не только свои внутренние ресурсы, но и возможности окружающего социума.
Исходя из осознания значимости партнерства и сформулированной временем миссии организующего центра, сельские школы определяют свою социальную стратегию – стать инициатором развития окружающего их сообщества через реализацию идеи общественно-активного образования.
В чем значимость создания общественно-активной модели образования в социуме, окружающем школу? Оно обладает огромным ресурсом для активизации сообщества и технологически грамотно умеет направить ресурсы этого сообщества на позитивное решение собственных проблем. Воплощая добровольческие инициативы в жизнь, школа повышает свой имидж в глазах общественности. Школа и жители обретают чувство принадлежности друг к другу.
Что такое общественно-активная школа? Она ставит своей целью не только предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие сообщества, привлечение родителей и жителей к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед социумом. Она стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром своего микрорайона, создает вокруг себя определенную среду для непрерывного гражданского образования всех участников образовательного процесса и вовлечения в этот процесс всего окружающего сообщества. Важнейшей задачей общественно-активной школы является воспитание гражданина, который конструктивно активен в преобразовании собственной жизни, жизни государства и общества. Общественно-активная школа открыта для сотрудничества и обмена идеями. Она взращивает в социуме традиции и практику гражданской активности, благотворительности, добровольчества, становится катализатором обновления сознания.
Общественно-активное образование строит вокруг себя действующее гражданское общество. Происходит процесс самоорганизации и развития местных сообществ, способных самостоятельно решать не только задачи образования, но и другие социальные проблемы с помощью привлечения местных ресурсов. Особенно актуально это сейчас, когда местное самоуправление формируется на поселенческом уровне, когда нужны инициативы, порождаемые «снизу», самими гражданами, которые принимают решения, сами их выполняют и сами несут ответственность за их выполнение. Только реально обустраивая свой дом и свой двор, жизнь вокруг себя, выстраивая добрососедское сотрудничество, возможно действительно обустроить страну.
В условиях модели общественно-активного образования образовательная стратегия школы и сообщества выстраивается на воспитании школьников, способных и готовых к преобразованию и улучшению собственной жизни и жизни социума, толерантности, ориентации на общечеловеческие ценности. Педагоги пытаются создать в школе микросреду, аналогичную среде за пределами школы. Воспитывается гражданская активность учащихся, формируется гражданская позиция. Ребенок участвует в решении местных проблем, идет социализация личности, молодой человек со школьной скамьи обретает навыки добровольческих инициатив. Потенциал молодежи направляется на развитие сообщества. У детей появляется возможность перейти от пассивного, общеобязательного существования в школе к возможности раскрыться, самореализоваться и попробовать самому поучаствовать во взрослой ответственной жизни. Лейтмотивом социально-активной школы становится: образование для получения жизненного опыта и через опыт. В сообществе формируется убеждение, что молодежь – не проблема общества, а ресурс для решения проблем.
Модель общественно-активной школы, по нашему убеждению, адаптивна к любым географическим, экономическим и социальным условиям. Важно, чтобы учителя, учащиеся, родители, выпускники, руководители различных организаций, в том числе орган местного самоуправления, увидели в школе огромный ресурс для решения собственных проблем. Проект развития общественно-активной школы для села наиболее перспективен. Каждая школа может найти собственный вариант развития.
Каковы же характерные признаки общественно-активной школы?
– В образовательной деятельности общественно-активной школы учитываются результаты мониторинга основных потребностей сообщества.
– Школа инициирует и выступает на начальном этапе строящегося взаимодействия координатором осуществления конструктивных проектов, инициированных сообществом.
– Школа являет собой пример гуманного демократического сообщества, демократического мышления и образа действия.
– Школа выявляет и взращивает в сообществе новых лидеров.
– Вовлекает в процесс прогнозирования и планирования партнерских программ и проектов программ всех, кто в них заинтересован и на кого направлено действие этих программ.
– Стремится к созданию в сообществе проблемного поля единства, солидарности, уверенности в том, что сообща возможно справиться с множеством проблем, встающих перед сообществом.
Почему школа может и должна разработать и реализовать модель общественно-активного образования?
Во-первых, школа – коллектив профессионалов, имеющих высшее педагогическое образование, практические навыки обучающей, просветительской, воспитательной и организационной деятельностью, равно приложимой как к детской, так и взрослой аудитории. Педагог – безусловный лидер в аудиториях. Выполняя функции воспитателя и классного руководителя, учитель практически работает с местной социальной группой детей и молодежи, формирует актив учеников в своем классе, то есть обучает их общественной инициативе, навыкам самоорганизации, помогает состояться и проявиться активистам и лидерам. Работая с группой родителей, учитель явно и неявно обучает их социальному партнерству.
Во-вторых, школе необходима более значительная общественная поддержка. Для школы местная родительская общественность представляет собой доступный и единственный в ближайшей перспективе ресурс для развития, используя его, школа просто обязана начать преобразование социальной группы родителей в активное местное родительское объединение, что означает начало строительства локальных структур гражданского общества вокруг себя, на местном уровне.
Таким образом, на местном уровне уже объективно сложились две стороны естественного, взаимовыгодного в перспективе, взаимообогащающего социального партнерства. Обеим сторонам взаимодействие жизненно необходимо. Только не достает понимания этой ситуации, активности и энергичного намерения что-то изменить к лучшему.
Больше шансов успешно начать такую работу, несомненно, у школы. Именно педагогический коллектив школы способен сегодня раньше других осознать необходимость развития местной самоорганизации, установления и развития некоммерческих партнерских отношений с окружающим сообществом, и начать такую работу с родителей своих учеников. Именно школа имеет возможность для организации совместно с родителями первого соседского объединения для поддержки образования их детей.
Развиваемое через общественно-активную школу социальное партнерство открывает и местному самоуправлению возможности эффективно выполнять свою роль «пограничного слоя» и связующего звена между государством и гражданским обществом.
Реализация школой модели общественно-активного образования, приведет, по нашему убеждению, и это уже доказывается примерами, к следующим результатам:
– Учащиеся овладевают не только необходимым уровнем академического образования, но и навыками гражданской активности и самореализации в общественно-значимой деятельности.
– Все члены сообщества, включая как отдельных граждан, так и деловые круги, общественные и частные организации, несут ответственность за повышение уровня образования всех членов сообщества.
– Позитивное изменение отношения учеников, учителей и родителей к вопросам привлечения в школу внебюджетных средств и ресурсов, образование реально становится важным делом для всего окружающего сообщества.
– Школа обретает статус Гражданского центра по развитию гражданской инициативы местного сообщества, которое осознает свою роль в социуме и готово участвовать в изменениях.
– Выйдя за рамки школьной территории и начав работу по вовлечению окружающего сообщества, формируя гражданскую активность учащихся, школа открывает для себя новые многообразные ресурсы, в том числе интеллектуальные, информационные, материальные.
– Население получает возможность и обретает умения партнерства в решении местных проблем с учетом использования местных ресурсов, территориальная общность людей превращается в местное соседское сообщество, объединенное стремлением улучшить качество жизни на территории проживания и деятельности.
Тема проекта: Формирование и развитие у учащихся, окружающего сообщества активной и ответственной гражданской позиции.
Цель проекта: определить организационно-педагогические условия формирования и развития активной и ответственной гражданской позиции учащихся сельской школы и окружающего сообщества.
Объект: процесс формирования и развития активной и ответственной гражданской позиции учащихся школы и окружающего сообщества.
Предмет: организационно-педагогические условия формирования и развития активной гражданской позиции учащихся школы и окружающего сообщества через реализацию модели общественно-активной школы.
Задачи:
• разработать и реализовать модель общественно-активной школы в городской местности;
• определить содержание, формы и методы формирования и развития у обучающихся и жителей города активной и ответственной гражданской позиции;
• разработать критерии развитости у обучающихся и жителей активной и ответственной гражданской позиции;
• экспериментально проверить систему методов и средств партнерства с социумом, обеспечивающих успешное формирование и развитие активной гражданской позиции;
Гипотеза: формирование и развитие у обучающихся и окружающего сообщества активной и ответственной гражданской позиции будет успешным, если:
– разработать и реализовать модель общественно-активной школы;
– взаимодействие «учитель-ученик-родитель-представитель окружающего сообщества» будет строиться на субъект-субъектных отношениях, способствующих формированию активной жизненной позиции и повышению креативности субъектов воспитательно-образовательного процесса;
– разработать и апробировать содержание, технологии формирования и развития у обучающихся и жителей активной и ответственной гражданской позиции, определить критерии развитости у обучающихся и жителей активной и ответственной гражданской позиции.
Методы исследования:

– изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
– диагностические методы (опрос, анкетирование, наблюдение за деятельностью субъекта эксперимента, статистическая и графическая обработка данных эксперимента).
Реализация школами модели общественно-активного образования, приведет, по нашему убеждению, и это уже доказывается примерами, к следующим результатам:
– Учащиеся овладевают не только необходимым уровнем академического образования, но и навыками гражданской активности и самореализации в общественно-значимой деятельности.
– Все члены сообщества, включая как отдельных граждан, так и деловые круги, общественные и частные организации, несут ответственность за повышение уровня образования всех членов сообщества.
– Изменение отношения учеников, учителей и родителей к вопросам привлечения в школу внебюджетных средств и ресурсов, образование реально становится важным делом для всего окружающего сообщества.
– Школа обретает статус Гражданского центра по развитию гражданской инициативы местного сообщества, которое осознает свою роль в социуме и готово участвовать в изменениях.
– Выйдя за рамки школьной территории и начав работу по вовлечению окружающего сообщества, формируя гражданскую активность учащихся, школа открывает для себя новые многообразные ресурсы, в том числе интеллектуальные, информационные, материальные.
– Население получает возможность и обретает умения партнерства в решении местных проблем с учетом использования местных ресурсов, территориальная общность людей превращается в местное соседское сообщество, объединенное стремлением улучшить качество жизни на территории проживания и деятельности.
– Учащиеся общественно-активной школы, становясь в будущем взрослыми жителями сообщества, родителями, уже по иному будут относиться к проводимым школой преобразованиям.
Таким образом, школа обретает статус организатора открытой социально-педагогической среды, реализует стратегическое планирование, направленное на усиление и развитие партнерства школы с окружающим сообществом, привлечение ресурсов в школу. Взращивает вокруг себя в сообществе традиции и практику гражданской активности, благотворительности, добровольчества. Процесс становится самоподдерживающимся и саморазвивающимся.
Этапы реализации проекта:
2008 год – I этап:
– мониторинг основных потребностей сообщества;
– мониторинг отношения окружающего сообщества к школе и направлениям ее развития;
– выявление лидеров – родителей школы с активной жизненной позицией;
– разработка модели общественно-активной школы;
– поиск содержания, средств и методов формирования гражданской активности учащихся и родителей;
– поиск механизмов поддержки школы окружающим сообществом;
2009 год – II этап:
– реализация модели общественно-активной школы, отслеживание результатов;
– создание банка социально-активных проектов, акций, программ, реализуемых учащимися и жителями микрорайона школы, семьями;
– разработка содержания и технологий обучения и воспитания учащихся – лидеров и патриотов родного города, республики;
2010 год – III этап:
– описание результатов эксперимента;
– выпуск результатов эксперимента в форме монографии.

Реализация модели общественно-активной школы может осуществляться через следующие виды деятельности и мероприятия:
1. Работа школы как местного ресурсного центра строится на:
– оценке нужд и ресурсов сообщества через проведение круглых столов, собраний, дискуссионных групп, анкетирование;
– развитии и организации партнерства между учителями, родителями, сообществом;
– разработке и содействии проведению общественных акций и реализации различных проектов в сообществе;
– инициации и помощи в создании «соседских» союзов и объединений для самостоятельного решения местных проблем;
– вовлечении учащихся и учителей в процесс развития сообщества через работу на уроке, проведение внешкольных мероприятий, добровольческих акций и летних программ.
2. Акции:
– Рождественская неделя благотворительности «Праздник в каждый дом».
– «Один плюс один» – по сбору частных пожертвований для решения конкретных местных проблем.
– Марафон «Твори добро!» – помощь старикам и инвалидам, малообеспеченным семьям.
– Эстафета добрых дел.
– «От 7 до 70» – объединение разновозрастных групп населения на добровольческой основе для решения социально значимых проблем села.
– «Веков связующая нить».
– «Общественные слушания».
3. Проекты, программы:
– «Общественно-активная школа – это надежда нового века».
– Стипендия для учащихся и учителей «Серебряный росток», «Золотой звонок».
– Проект «Лестница» – выпуск газеты о реализации социальных проектов.
– Молодежная добровольческая программа «Я, Ты, Сообщество».
– Экологические десанты.
– История школы в своих выпускниках.
– Родительская общественность – ресурс воспитательного процесса.
– Конкурсы «Семья года», «Спонсор года», «Меценат года», «Активная жизненная позиция».
– Конкурс «Дом, в котором хочется жить».
– Рекламное агентство (проведение социологических опросов, рекламы по проведению акций жителей (родителей)и др.).
– Программа «Образовательный ресурс – местному сообществу» (консультирование, подготовка к ЕГЭ выпускников прошлых лет, кружки, студии для жителей микрорайона и др.).
– Детская общественная организация «Классная компания», в которой ребята сами создают свои законы, устав, разрабатывают планы.
– «Демократизация школы и школьных уроков» – использование богатейшего потенциала уроков всех учебных дисциплин для изучения и обсуждения актуальных социальных проблем и вопросов.
– «От партнерства – к взаимной ответственности».
– Общественный школьный фонд «Все вместе».

Перечень может быть значительно расширен.

Портфолио

Кычкиной Антонины Анатольевны, СОШ №5