МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждено Педагогическим советом 04.09.2007г.
Протокол №2.
Концептуальные положения
Для современного мира главной движущей силой становится
знание, достижение новых технологий, приобретение новейшей информации. Образование
приобретает смысл стратегической силы.
Качество признано основой конкурентоспособности образования, наряду с доступностью
и мобильностью является одним из основных принципов образовательной стратегии
ХХI века. Российская образовательная система перестраивается на иные принципы
управления, в основу которых положено понятие качества, причем в широком
смысле этого слова.
Как известно, устоявшимися критериями определения эффективности школьного
образования являются интегральные количественные показатели, связанные с
данными о квалификационном уровне учителей, количеством обучающихся – победителей
олимпиад и конкурсов, итогами ЕГЭ и поступаемостью в вузы. Основным звеном
обеспечения качества образования является непосредственно учитель, планирования
и улучшения качества – научно-методические кафедры, контроля качества –
курирующий заместитель директора. Фактически единственной процедурой мониторинга
качества обученности является ежегодное подведение итогов успеваемости.
Однако эта сложившаяся традиционная структура направлена, прежде всего,
на достижение уровня соответствия стандартам, а не требованиям рынка. Разорван
процесс осуществления функции планирования качества, поскольку не создается
система опережающих требований, происходит лишь следование за происходящими
изменениями. Школе нужен специализированный контур управления качеством,
связанный со стратегическим развитием.
В этой связи возникает необходимость использования современных технологий
управления – стратегического менеджмента и формирование системы менеджмента
качества. Разработка модели стратегического менеджмента качества образования
в школе учитывает ее особенность – резко выраженную социальную ответственностью
за свою деятельность.
Под качеством образования в данной Концепции понимается характеристика школьной системы образования, отражающая степень соответствия достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Менеджмент качества является одним из направлений управленческой деятельности. Он, прежде всего, связан с идентификацией потребителя образовательных услуг и его ожиданий.
Потребителями школьного образования являются:
– личность, удовлетворяющая потребность в новых знаниях и компетенциях с
целью самосовершенствования, формирования межличностной среды;
– государство, муниципальные органы исполнительной власти, удовлетворяющее
свои потребности в высокообразованных, духовно- и нравственно сформированных
членах общества.
Объектом обучения является личность: она находится на входе и выходе образовательного
процесса. Задача процесса обучения – удовлетворение последовательно (по
принципу возрастания) ожиданий всех типов потребителей.
Необходимым шагом процесса выработки стратегии школы в вопросе обеспечения
качества является формулирование ее миссии.
Миссия образовательного учреждения в области качества состоит в создании для потребителей гарантий качественного удовлетворения их запросов самым эффективным (в том числе, экономичным) способом.
Миссия общеобразовательной школы №5 имени Н.О.Кривошапкина – подготовка высокообразованных конкурентоспособных выпускников, носителей духовности, нравственности, патриотизма, идей обновления на основе сохранения и приумножения региональных и российских традиций, способных к реализации своих знаний и компетенций в личной и общественной жизни, в будущей профессиональной деятельности, готовых к непрерывному самообразованию и саморазвитию.
Стратегические цели обеспечения качества в СОШ №5:
– обеспечение качественного удовлетворения образовательных запросов обучающихся,
их родителей, общества и государства;
– обеспечение обучающихся, учителей и родителей методической, информационной
базой для соблюдения всех принципов функционирования СМК;
– обеспечение системы гарантий приобретения обучающимися компетенций в учебной,
коммуникационной и общекультурной областях;
Принципы менеджмента качества:
– ориентация на потребителей, что необходимо для обеспечения конкурентоспособности
оказываемых образовательных услуг и способствует удовлетворению не только
действительных, но и потенциальных запросов потребителей;
– активная роль административно-управленческого аппарата, которая состоит
в создании необходимых условий для обеспечения единства целей и деятельности
школы в области качества и для господства идеологии качества среди всех
работников;
– вовлечение сотрудников – руководителей структурных подразделений вуза
в процесс реализации стратегических целей в области качества;
– соблюдение процессного подхода к управлению качеством, в соответствии
с которым предоставление услуг и управление их качеством рассматриваются
как совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов;
– соблюдение системного подхода к управлению качеством, в соответствии с
которым образование в школе рассматривается как процесс, результат и система
одновременно;
– непрерывность процесса улучшения качества, то есть отсутствие пределов
улучшения деятельности школы и ее результатов;
– реализуемость принимаемых решений;
– построение отношений с потребителями и участниками образовательного процесса
на основе партнерства.
Факторы, влияющие на качество процесса образования:
Учитель – основа процесса, поскольку передает не только знания, но и опыт,
навыки, жизненную позицию.
Обучающийся – приобретающий знания и источник знаний одновременно.
Среда школы, в том числе информационная, – среда обучения и жизнедеятельности.
– Изучение и оперативная реакция процесса обучения на изменение внешней
среды.
– Научно-методическая кафедра как носитель определенных процессов познания
и помощник школьника в освоении ГОСов и индивидуальной программы обучения.
Стратегии менеджмента качества
1. Построение менеджмента качества на основе изучения удовлетворенности качеством образования и перспектив образовательных потребностей обучающихся, их родителей и социума – внешнее качество:
1.1. Взаимодействие с потенциальными потребителями на стадии
планирования образовательного процесса:
Осуществление мониторинга потребностей в качестве и содержании образовательных
услуг школьников.
Разработка методики по организации прогнозирования образовательных потребностей
обучающихся, родителей, общества и государства.
Расширение вариативной компоненты учебного плана на основе образовательных
потребностей обучающихся, их родителей.
Введение государственно-общественной системы аттестации оценки качества
образования.
Приглашение социальных партнеров к оценке качества образования, стимулированию
труда педагогов через создание Управляющего совета школы.
Проведение ежегодного общественного отчета школы перед социальными партнерами.
Мониторинг жизненной (профессиональной и личностной) траектории выпускников
школы.
1.2. Изучение возможностей научно-образовательной и культурно-досуговой
сфер школы, микрорайона, города как условия для расширения возможностей
выбора обучающимися содержания и форм получения дополнительного образования.
Заключение договоров с вузами, ССУЗами г.Якутска, учреждениями дополнительного
образования, научно-культурными центрами в целях качественной реализации
вариативной компоненты Учебного плана.
Создание банка программ элективных курсов.
Осуществление индивидуального научного сопровождения школьников, склонных
к научно-исследовательской и проектной деятельности.
2. Обеспечение эффективности внутренних процессов обеспечения качества – внутреннее качество:
2.1. Нормативно-правовое обеспечение качества образования:
Разработка и реализация необходимого и достаточного пакета нормативно-регламентирующей
документации по обеспечению качества образования.
Выпуск Образовательного кодекса школы по направлениям: организационно-управленческая
деятельность; учебная деятельность; дополнительное образование; научно-исследовательская
деятельность; воспитательная деятельность; социальное партнерство.
2.2. Организационно-управленческая деятельность.
Создание Совета по качеству образовательной деятельности при Научно-методическом
совете школы с определением задач: осуществление системной оценки всех факторов,
оказывающих воздействие на учебный процесс; определение стратегии школы
в сфере управления качеством образования и совершенствованием его содержания.
Создание ежегодных программ оценки качества образования на компетентностной
основе.
Разработка порядка и условий внутришкольного смотра научно-методических
кафедр.
Обеспечение эффективной деятельности основных подсистем менеджмента качества
образования: информационной подсистемы, экспертной подсистемы, правовой
подсистемы.
Введение системы стимулирующих доплат учителям за обеспечение высокого качества
образования.
2.3. Разработка портрета выпускника СОШ №5:
Разработка Портрета выпускника на компетентностной основе с учетом ожиданий
родителей, общества, государства.
Разработка и освоение Показателей качества подготовки выпускников на основе
компетентностной модели.
2.4. Обеспечение единого образовательного пространства:
Создание условий для обеспечения успешности и самореализации обучающихся
на всех ступенях школьного образования: начальная, основная и старшая ступени
в учебной и внеучебной деятельности.
Создание и внедрение современных средств мониторинга качества образования
на всех уровнях школьного образования.
2.5. Совершенствование образовательного процесса:
Активное использование технологий «открытого образования», увеличение роли
самостоятельной работы обучающихся. Разработка методических материалов в
помощь учителю и обучающемуся по самостоятельной работе.
Обеспечение информационно-компьютерным сопровождением не менее 5% всех учебных
занятий в старшей школе.
Совершенствование содержания и технологий образовательного процесса.
Расширение доступа к источникам знания через создание медиакласса, обеспечение
всех учебных предметных кабинетов персональными компьютерами, укомплектование
библиотеки школы.
Внедрение многообразия форм и методов обучения одаренных и способных школьников.
Создание ориентированной на качество системы управленческого контроля.
Открытие научно-методической лаборатории по оценке качества школьного образования.
2.6. Научно-методическое обеспечение качества школьного
образования:
Выполнение исследований, отвечающих перспективным тенденциям развития образования,
по модели индикативного планирования как условия обеспечения качества образовательной
деятельности школы.
Ежегодное проведение внутришкольных научно-методических совещаний по совершенствованию
качества образования.
3. Повышение компетентности преподавательского состава
– основного носителя качества образования.
Разработка системы повышения квалификации педагогических кадров школы.
Подготовка учителей к использованию новых средств измерения качества обучения
школьников.
Разработка процедуры и критериев оценки качества работы педагогов, административно-управленческого
персонала, научно-методических подразделений школы.
Оперативные планы
Оперативные планы составляются ежегодно, включая деятельность
по контролю качества образования.