Искать и развивать талант смолоду.

Искать и развивать талант смолоду.

По мнению психологов, восхождение человека на путь развития своих способностей начинается с момента наиболее сильного впечатления – импрессинга. Для Софьи Ковалевской таким потрясшим ее впечатлением оказались увиденные ею в 3 года ряды огромных цифр на бумаге, которой были оклеены стены перед нанесением обоев. Импрессингом может стать услышанная в «подходящий момент» музыка, увиденные результаты опыта, потрясшая душу история или вид несчастного больного, которому не может помочь врач. Подобный момент может возникнуть у ребенка и на уроке, и на внеурочных занятиях, и во взаимодействии с окружающей действительностью. Если этому способствуют учителя, если они могут уловить момент наивысшей восприимчивости события ребенком – школа вполне выполняет свои миссию.
Педагогический коллектив 5-й школы города Якутска всегда отличался умением увидеть, почувствовать момент озарения, восхищения в глазах ребенка. Особый творческий дух учительского коллектива зарождался с первых лет становления школы, которая в 2007 году отмечает свой столетний День рождения. «Местожительством» школы длиною в 91 год было деревянное двухэтажное здание, которое встречало горожан и гостей столицы в самом центре города – на площади Орджоникидзе. Оно было построено в 1912 году на средства известного мецената Николая Осиповича Кривошапкина. И сейчас школа с достоинством носит его имя. Школе покровительствует добродеятель.
В разные годы директорами школы были лучшие представители педагогической интеллигенции республики: Агния Петровна Расторгуева, Сергей Николаевич Бибиксаров. В память о светлом образе замечательного человека С.Н.Бибиксарова, возглавлявшего школу 32 года, в юбилейный год проведен вечер памяти «Мыслил сердцем, решал умом, воспитывал всей жизнью», открыт кабинет истории его имени. Приветливо встречает школьников и гостей таинством истории музей «История школы. Школа в истории». Благодарность за духовную, интеллектуальную и материальную помощь школе излучает Стена Благодарения «Доброму – добрая память».
Гордясь своими воспитанниками, учителя убеждены, что вовремя поддержанные в детях любознательность, любопытство, исследовательский инстинкт дали начало профессиональному успеху многих выпускников школы, среди которых: Петухов С.И., доктор физико-математических наук, зав. лабораторией Института космофизики; Иванова П.Н., первая женщина-композитор Якутии; Никулин В.Г., заслуженный деятель искусств РС(Я); Кожевников А.А., Городничева Л.В., заслуженные врачи РС(Я); Карамзин О.Г., заслуженный строитель, почетный архитектор РС(Я); Сосновский А.Г., заслуженный работник России на транспорте, Удовенко Л.В., один из руководителей управления Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и многие-многие другие.
Во все времена гуманизм, праведность, мудрость и доверие считались основными достоинствами коллектива учителей, среди которых уважаемые ветераны: Атаманченко Т.К., Копылова Г.В., Петухова Г.И., Андреева Ю.С., Терехова А.И.
Шли годы, 5-я меняла свой статус, но неизменным оставались высокий профессионализм коллектива, творческая атмосфера и стремление помочь ребенку раскрыться, самоутвердиться, найти себя и стать успешным.
Новое время ставит перед образовательным учреждением новые цели по развитию способностей детей, необходимости построения индивидуальных траекторий их развития. В школе разработана целевая программа «Детская одаренность» до 2009 года, в основе которой понимание одаренности как высокого уровня способностей. Как известно, способности – «прижизненные формирования» человека, они являются проявлением развитых задатков, данных ребенку от природы.
Как вовремя заметить и развить природные задатки, взрастив их до уровня способностей? Этот вопрос волнует многих учителей, а в целом, это фундамент гуманно-педагогической деятельности коллектива. Если, по-суворовски, «каждый солдат должен знать свой маневр», то «по-генетически», каждый человек должен знать свой талант. Притом, чем раньше, тем лучше. Иначе не определится индивидуальный путь и не возникнет главное, то, что И.И.Павлов назвал «рефлексом цели»: целеустремленность, нацеленность, самостроительство, стремление к решению поставленной задачи.
Безусловно, эта деятельность многоаспектна по своей сути и требует последовательности, скоординированности и системности. В школе начато оформление Базы данных об одаренных и способных детях, создан школьный Консилиум по работе с детьми, готовыми и способными к самореализации на более высоком интеллектуальном и творческом уровне. Главное предназначение консилиума, по нашему мнению, состоит в раннем выявлении природных задатков детей, определении траектории их развития и психолого-педагогическое сопровождение. Никак не обойтись и без системы научного патроната школьников, проявляющих способности к научно-исследовательской деятельности. Здесь школа вышла на партнерские связи с Координационным советом молодых ученых и специалистов Республики Саха (Якутия), Физико-математическим форумом «Ленский край». Некоторые ребята работают под научным руководством доктора физико-математических наук, выпускника школы – Петухова С.И., Лукиной М.М. – члена Союза художников России. Второй год действует Научное общество учащихся «Альфа».
В школу приходит ребенок, несущий в себе суверенный и разнообразный мир растущей личности, и мы должны наполнить его разнообразной деятельностью, формирующей у ребенка компетенцию ответственного выбора.
Так, нетрадиционно проходит ежегодный школьный интеллектуальный марафон, состоящий из 4 этапов, в котором принимают участие все ученики со 2 по 11 классы. В течение всего года ребята выполняют задания нестандартного характера по естественным дисциплинам, математике, гуманитарным предметам, доказывают свои умения в конкурсе ораторского мастерства по заданной тематике и выполнении стенных тематических газет. Третий тур носит исследовательский характер, состоит из защиты исследовательских проектов.
В 2008-2009 учебном году более 100 учащихся школы пробовал свои силы на школьных, городских, республиканских, региональных (всероссийских) олимпиадах, смотрах, конкурсах. В школьном туре предметных олимпиад участвовал каждый 5-й ученик. В городском туре олимпиад приняли участие 79 учащихся; первые места завоевали 8 школьников, в числе призеров – 15. В республиканском туре состязались 9 учащихся, 6 имеют призовые места. Ученик 10а класса Хрюкин Денис стал рекордсменом в интеллектуальных состязаниях: имеет 2-е места по истории, праву, литературе на 2-м этапе всероссийской государственной олимпиады школьников.
Спектр интеллектуальных и творческих способностей детей достаточно разнообразен: Пясецкий Евгений (11 кл.) – 3 место во всероссийском туре олимпиады по экономике; Гущин Антон (11 кл.) – многократный победитель республиканских и всероссийских олимпиад по физике; Зубарева Влада (11 кл.) победитель олимпиад по физике и математике; Кривошапкин Кирилл (7 кл.) – 1 место в конкурсе сочинений, посвященном 375-летию вхождения Якутии в состав России, проведенном Госсобранием Ил Тумэн; Афанасьев Роман (8 кл.) победитель городской олимпиады по географии. Городничев Родион (11 кл.) – лауреат республиканской НПК «Шаг в будущее» с междисциплинарным проектом по физике-математике. Вышло в печати красочное издание сокращенного варианта олонхо «Эрчимэн Бэргэн» (для младшего школьного возраста) с иллюстрациями Никифоровой Олеси (выпускница 2008г.). В школе учатся замечательные воспитанники спортивно-танцевального клуба «Реверанс» Хамзаева Маргарита и Лилло Александр – девятикратные чемпионы республики, победители турнира по спортивным танцам в Барселоне, призеры Международного фестиваля в Лондоне. Спиридонова Елизавета (выпускница 2008г.) – дипломант всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества. В 2007 г. школу окончил Цюхцинский Целестин – обладатель пяти золотых медалей международного фестиваля боевых искусств «Спортивная Россия», призер чемпионата мира 2005 года, обладатель серебряной и двух бронзовых медалей чемпионата мира 2006 года, прошедших в Лондоне, четырех золотых медалей чемпионата мира 2007 года. Ко-Сен-Дин Малика – победитель республиканского и регионального туров конкурса «Юный дипломат», обладатель Гранта Президента РФ. Спицыны Екатерина и Анастасия, золотые медалистки, победители российского конкурса творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С.Лихачева и современность».
Число ребят, имеющих значительные достижения в разных областях учебной, творческой деятельности, в спорте становится все больше. Коллективом школы принято решение о проведении ежегодного Фестиваля достижений школьников – Форума талантов «Пятая высота». На форуме 2008 года сертификаты победителей получили 100 детей, в 2009 г. – 96.
В детских работах – результат творческого труда их педагогов, которые относятся к своей работе в школе не только как к профессиональной деятельности, но и как к духовной миссии, для них важен собственный творческий рост и признание достижений их учащихся.
Любая одаренность совсем не безусловная ценность. Но она ею может стать, если все остальные качества личности идут с ней в ногу. Успеха в жизни добивается не тот, кто «умнее», а тот, у кого выше эмоциональное развитие, кто умеет различать свои и чужие чувства, чья эмоциональная палитра богаче. Школа решает эту проблему, предлагая учащимся разные виды деятельности через обучение в профильных классах и группах, проектную работу и социальную практику. В 2008-2009 учебном году для ребят в школе открыто 73 формы занятий по выбору.
Прозвенел звонок. На всех этажах школы стихают детские голоса. Закрылись двери классов, затих последний шорох. Так тихо бывает в школе лишь в самом начале урока. Постепенно в коридоры начинают просачиваться приглушенные голоса: хором читают ученики Кузаковой Валентины Георгиевны во 2а; в группах девочки обсуждают модели современной школьной формы на уроке технологии у Абсалиховой Натальи Абдуловны; идет физический эксперимент в 10б у Петровой Прасковьи Гавриловны, в далекую страну изучаемого языка - Англию и Японию - отправляются ребята вместе с Егоровой Александрой Васильевной и Андреевой Алесей Васильевной, в 11а Галина Ивановна Петухова рассказывает ребятам об элективных курсах на новый учебный год, слышна тихая и спокойная беседа из кабинета социального педагога Фатимы Павловны Тедеевой. Ученики Никитиной Марины Владимировны сначала со страхом садятся за мольберт, а заканчивают занятие с ликованием: я могу! Это главное – ты творец, ты можешь создать произведение, а значит, тебе доступна радость созидания – самого себя и окружающего мира.
Идет тихая, каждодневная работа по поиску ребенком самого себя…

Портфолио

Кычкиной Антонины Анатольевны, СОШ №5