Искать и развивать талант смолоду.
По мнению психологов, восхождение человека на путь развития своих способностей
начинается с момента наиболее сильного впечатления – импрессинга. Для Софьи
Ковалевской таким потрясшим ее впечатлением оказались увиденные ею в 3 года
ряды огромных цифр на бумаге, которой были оклеены стены перед нанесением
обоев. Импрессингом может стать услышанная в «подходящий момент» музыка,
увиденные результаты опыта, потрясшая душу история или вид несчастного больного,
которому не может помочь врач. Подобный момент может возникнуть у ребенка
и на уроке, и на внеурочных занятиях, и во взаимодействии с окружающей действительностью.
Если этому способствуют учителя, если они могут уловить момент наивысшей
восприимчивости события ребенком – школа вполне выполняет свои миссию.
Педагогический коллектив 5-й школы города Якутска всегда отличался умением
увидеть, почувствовать момент озарения, восхищения в глазах ребенка. Особый
творческий дух учительского коллектива зарождался с первых лет становления
школы, которая в 2007 году отмечает свой столетний День рождения. «Местожительством»
школы длиною в 91 год было деревянное двухэтажное здание, которое встречало
горожан и гостей столицы в самом центре города – на площади Орджоникидзе.
Оно было построено в 1912 году на средства известного мецената Николая Осиповича
Кривошапкина. И сейчас школа с достоинством носит его имя. Школе покровительствует
добродеятель.
В разные годы директорами школы были лучшие представители педагогической
интеллигенции республики: Агния Петровна Расторгуева, Сергей Николаевич
Бибиксаров. В память о светлом образе замечательного человека С.Н.Бибиксарова,
возглавлявшего школу 32 года, в юбилейный год проведен вечер памяти «Мыслил
сердцем, решал умом, воспитывал всей жизнью», открыт кабинет истории его
имени. Приветливо встречает школьников и гостей таинством истории музей
«История школы. Школа в истории». Благодарность за духовную, интеллектуальную
и материальную помощь школе излучает Стена Благодарения «Доброму – добрая
память».
Гордясь своими воспитанниками, учителя убеждены, что вовремя поддержанные
в детях любознательность, любопытство, исследовательский инстинкт дали начало
профессиональному успеху многих выпускников школы, среди которых: Петухов
С.И., доктор физико-математических наук, зав. лабораторией Института космофизики;
Иванова П.Н., первая женщина-композитор Якутии; Никулин В.Г., заслуженный
деятель искусств РС(Я); Кожевников А.А., Городничева Л.В., заслуженные врачи
РС(Я); Карамзин О.Г., заслуженный строитель, почетный архитектор РС(Я);
Сосновский А.Г., заслуженный работник России на транспорте, Удовенко Л.В.,
один из руководителей управления Федеральной службы по военно-техническому
сотрудничеству и многие-многие другие.
Во все времена гуманизм, праведность, мудрость и доверие считались основными
достоинствами коллектива учителей, среди которых уважаемые ветераны: Атаманченко
Т.К., Копылова Г.В., Петухова Г.И., Андреева Ю.С., Терехова А.И.
Шли годы, 5-я меняла свой статус, но неизменным оставались высокий профессионализм
коллектива, творческая атмосфера и стремление помочь ребенку раскрыться,
самоутвердиться, найти себя и стать успешным.
Новое время ставит перед образовательным учреждением новые цели по развитию
способностей детей, необходимости построения индивидуальных траекторий их
развития. В школе разработана целевая программа «Детская одаренность» до
2009 года, в основе которой понимание одаренности как высокого уровня способностей.
Как известно, способности – «прижизненные формирования» человека, они являются
проявлением развитых задатков, данных ребенку от природы.
Как вовремя заметить и развить природные задатки, взрастив их до уровня
способностей? Этот вопрос волнует многих учителей, а в целом, это фундамент
гуманно-педагогической деятельности коллектива. Если, по-суворовски, «каждый
солдат должен знать свой маневр», то «по-генетически», каждый человек должен
знать свой талант. Притом, чем раньше, тем лучше. Иначе не определится индивидуальный
путь и не возникнет главное, то, что И.И.Павлов назвал «рефлексом цели»:
целеустремленность, нацеленность, самостроительство, стремление к решению
поставленной задачи.
Безусловно, эта деятельность многоаспектна по своей сути и требует последовательности,
скоординированности и системности. В школе начато оформление Базы данных
об одаренных и способных детях, создан школьный Консилиум по работе с детьми,
готовыми и способными к самореализации на более высоком интеллектуальном
и творческом уровне. Главное предназначение консилиума, по нашему мнению,
состоит в раннем выявлении природных задатков детей, определении траектории
их развития и психолого-педагогическое сопровождение. Никак не обойтись
и без системы научного патроната школьников, проявляющих способности к научно-исследовательской
деятельности. Здесь школа вышла на партнерские связи с Координационным советом
молодых ученых и специалистов Республики Саха (Якутия), Физико-математическим
форумом «Ленский край». Некоторые ребята работают под научным руководством
доктора физико-математических наук, выпускника школы – Петухова С.И., Лукиной
М.М. – члена Союза художников России. Второй год действует Научное общество
учащихся «Альфа».
В школу приходит ребенок, несущий в себе суверенный и разнообразный мир
растущей личности, и мы должны наполнить его разнообразной деятельностью,
формирующей у ребенка компетенцию ответственного выбора.
Так, нетрадиционно проходит ежегодный школьный интеллектуальный марафон,
состоящий из 4 этапов, в котором принимают участие все ученики со 2 по 11
классы. В течение всего года ребята выполняют задания нестандартного характера
по естественным дисциплинам, математике, гуманитарным предметам, доказывают
свои умения в конкурсе ораторского мастерства по заданной тематике и выполнении
стенных тематических газет. Третий тур носит исследовательский характер,
состоит из защиты исследовательских проектов.
В 2008-2009 учебном году более 100 учащихся школы пробовал свои силы на
школьных, городских, республиканских, региональных (всероссийских) олимпиадах,
смотрах, конкурсах. В школьном туре предметных олимпиад участвовал каждый
5-й ученик. В городском туре олимпиад приняли участие 79 учащихся; первые
места завоевали 8 школьников, в числе призеров – 15. В республиканском туре
состязались 9 учащихся, 6 имеют призовые места. Ученик 10а класса Хрюкин
Денис стал рекордсменом в интеллектуальных состязаниях: имеет 2-е места
по истории, праву, литературе на 2-м этапе всероссийской государственной
олимпиады школьников.
Спектр интеллектуальных и творческих способностей детей достаточно разнообразен:
Пясецкий Евгений (11 кл.) – 3 место во всероссийском туре олимпиады по экономике;
Гущин Антон (11 кл.) – многократный победитель республиканских и всероссийских
олимпиад по физике; Зубарева Влада (11 кл.) победитель олимпиад по физике
и математике; Кривошапкин Кирилл (7 кл.) – 1 место в конкурсе сочинений,
посвященном 375-летию вхождения Якутии в состав России, проведенном Госсобранием
Ил Тумэн; Афанасьев Роман (8 кл.) победитель городской олимпиады по географии.
Городничев Родион (11 кл.) – лауреат республиканской НПК «Шаг в будущее»
с междисциплинарным проектом по физике-математике. Вышло в печати красочное
издание сокращенного варианта олонхо «Эрчимэн Бэргэн» (для младшего школьного
возраста) с иллюстрациями Никифоровой Олеси (выпускница 2008г.). В школе
учатся замечательные воспитанники спортивно-танцевального клуба «Реверанс»
Хамзаева Маргарита и Лилло Александр – девятикратные чемпионы республики,
победители турнира по спортивным танцам в Барселоне, призеры Международного
фестиваля в Лондоне. Спиридонова Елизавета (выпускница 2008г.) – дипломант
всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества. В 2007 г. школу
окончил Цюхцинский Целестин – обладатель пяти золотых медалей международного
фестиваля боевых искусств «Спортивная Россия», призер чемпионата мира 2005
года, обладатель серебряной и двух бронзовых медалей чемпионата мира 2006
года, прошедших в Лондоне, четырех золотых медалей чемпионата мира 2007
года. Ко-Сен-Дин Малика – победитель республиканского и регионального туров
конкурса «Юный дипломат», обладатель Гранта Президента РФ. Спицыны Екатерина
и Анастасия, золотые медалистки, победители российского конкурса творческих
работ старшеклассников «Идеи Д.С.Лихачева и современность».
Число ребят, имеющих значительные достижения в разных областях учебной,
творческой деятельности, в спорте становится все больше. Коллективом школы
принято решение о проведении ежегодного Фестиваля достижений школьников
– Форума талантов «Пятая высота». На форуме 2008 года сертификаты победителей
получили 100 детей, в 2009 г. – 96.
В детских работах – результат творческого труда их педагогов, которые относятся
к своей работе в школе не только как к профессиональной деятельности, но
и как к духовной миссии, для них важен собственный творческий рост и признание
достижений их учащихся.
Любая одаренность совсем не безусловная ценность. Но она ею может стать,
если все остальные качества личности идут с ней в ногу. Успеха в жизни добивается
не тот, кто «умнее», а тот, у кого выше эмоциональное развитие, кто умеет
различать свои и чужие чувства, чья эмоциональная палитра богаче. Школа
решает эту проблему, предлагая учащимся разные виды деятельности через обучение
в профильных классах и группах, проектную работу и социальную практику.
В 2008-2009 учебном году для ребят в школе открыто 73 формы занятий по выбору.
Прозвенел звонок. На всех этажах школы стихают детские голоса. Закрылись
двери классов, затих последний шорох. Так тихо бывает в школе лишь в самом
начале урока. Постепенно в коридоры начинают просачиваться приглушенные
голоса: хором читают ученики Кузаковой Валентины Георгиевны во 2а; в группах
девочки обсуждают модели современной школьной формы на уроке технологии
у Абсалиховой Натальи Абдуловны; идет физический эксперимент в 10б у Петровой
Прасковьи Гавриловны, в далекую страну изучаемого языка - Англию и Японию
- отправляются ребята вместе с Егоровой Александрой Васильевной и Андреевой
Алесей Васильевной, в 11а Галина Ивановна Петухова рассказывает ребятам
об элективных курсах на новый учебный год, слышна тихая и спокойная беседа
из кабинета социального педагога Фатимы Павловны Тедеевой. Ученики Никитиной
Марины Владимировны сначала со страхом садятся за мольберт, а заканчивают
занятие с ликованием: я могу! Это главное – ты творец, ты можешь создать
произведение, а значит, тебе доступна радость созидания – самого себя и
окружающего мира.
Идет тихая, каждодневная работа по поиску ребенком самого себя…