Образовательная программа

"Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества на уроках географии"

  Школа – основное звено в системе образования. Цель педагогического процесса – это не только дать определенный набор программных знаний школьнику, а прежде всего воспитать творческую личность. Один из известных философов как-то сказал, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Могут быть забыты законы, термины, понятия, но всегда останутся в сознании творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности.
Каждого учителя в процессе работы мучают вопросы, как пробудить у школьников интерес к творчеству и познанию, как открыть в ученике стремление самостоятельно понять суть причины, разнообразие возникающих на Земле природных явлений.
Для активизации обучения, развития нестандартного логического мышления у школьников необходимо использовать на всех этапах учебного процесса творческие задания.

Формы и методы творческой деятельности,
используемые на уроках географии.

1. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Обучая детей приемам учебной деятельности, педагог должен постоянно увеличивать время на самостоятельную работу учащихся на уроках. Сначала это может быть выполнение отдельных заданий, затем самостоятельная работа на определенных этапах урока и, наконец, самостоятельная работа в течение всего урока или нескольких уроков.
Климат Антарктиды ученика 7-го класса могут самостоятельно изучить по алгоритму.

КЛИМАТ АНТАРКТИДЫ.

1. Материк находится в _______________________________________ климатическом поясе.
2. Климат во внутренних областях материка более _____________________________
чем на побережье.
3. «Полюс холода» Земли ________________________________________, с t0 воздуха
___________________________.
4. Снег и лед отражает ______________________________%.
5. Там где летом отсутствует ледяной покров, образуются ______________________,
т.к. скалы поглощают _________________________.
6. Ветер дует от центра материка к побережью, т.к. ____________________________.
7. Здания стоят на сваях т.к. ________________________________________________.
8. В Арктическом поясе выпадает менее 100 мм осадков, т.к. там преобладает ______
___________________________ давление.

2. Проблемные вопросы. Предлагая учащимся на различных этапах учебного процесса решение нестандартных творческих задач, учитель способствует развитию неординарного, логического мышления у школьников.
При изучении темы «Климат Земли» учащимся могут быть предложены проблемные вопросы.
1. Пользуясь климатической картой докажите ,что в Антарктиде
действует закон широтной зональности, т.е. климат меняется от
полюса к окраине материка.
2. Южное полушарие более океаническое (океаны занимают здесь 81% площади), чем Северное (61% площади). Между тем , оно более холодное чем Северное. Объясните причину этого явления.

3. Практические работы. Планируя практические работы педагог должен подготовить творческие и вопросы, так как репродуктивные задания малоэффективны. Важно также, чтобы задания носили элементы занимательности. 
В 6-м классе изучая тему «План и карты» ученики выполняют практические задания на контурной карте:
А) Корабль находится в точке с координатами 100с.ш. и 1500з.д. Через семь дней он придет в порт с координатами 370с.ш. и 1220з.д. Подпишите на контурной карте портовый город, обозначьте путь корабля, определите какое расстояние пройдет корабль.
Б) База китобойной флотилии расположилась на 600ю.ш. и 1600з.д.. По распоряжению начальника флотилии суда должны отправить на промысел за китами в следующих направлениях от базы: судно № 1 – на север до 500ю.ш., судно № 2 – на запад до 1800з.д., судно № 3 – на юг до 700ю.ш., судно № 4 – на восток до 1300з.д.. Обозначить на карте местонахождение базы точкой, а направление промысловых судов – стрелками.

4. Творческие сочинения. Это вид работы помогает осмыслить истины, высказать свою точку зрения, учит аргументировать и отстаивать свое мировоззрение.
9-й класс. «Россия – собирательница земель».
10-й класс. «Как Вы понимаете слова А. Гумбольдта «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни». «Что означает выражение: «Мы не унаследовали землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков».

5. Уроки – семинары. Вопросы для проведения семинара должны носить проблемный характер, будить в учениках стремление к живой беседе, диалогу, дискуссии. На уроках ребята учатся защищать свои убеждения, находить различные варианты доказательств.
Урок – семинар по теме «Население мира» в 10-м классе может включать такие вопросы:
А) Ваше отношение к демографической политике? Не приводит ли она к ущемлению прав человека?
Б) В чем преимущество и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения?
В) Почему города стали главной формой расселения людей в современном мире?
Г) Докажите, что религии играют большую роль в мировом развитии.

6. Творческие уроки. Эта форма занятий прививает ученикам коммуникативные навыки, носит элементы начальных стадий исследовательской работы, способствует развитию мышления, речи, воображения, прививает интерес к предмету.
7-й класс – презентация туристических агентств.
9-й класс – проектирование новой металлургической базы на востоке России.

7. Исследовательская работа. Этот вид деятельности  включает в себя творческие задания, при выполнении которых проводится теоретическое или экспериментальное исследование проблемы. Исследовательские задания являются логическим продолжением в закреплении основных знаний и умений в сознании учащихся, формируют познавательные и созидательные качества личности. Изучая тему «Хозяйство России» ученики 9-х классов могут выполнить такие исследовательские задания: 
«Исследование по оценке удовлетворенности различных слоев населения города Якутска сферой услуг»
«География продуктовой корзины населения города Якутска»
«Вы – крупный инвестор. Строительство какого нового хозяйственного объекта в республике Вы бы инвестировали и почему?»
«Определить степень доступности и удовлетворенности населения города Якутска в сфере услуг».

Планируя свою работу и деятельность учащихся, учитель должен помнить, что личностью человек становится только тогда, когда начинает заниматься творческой деятельностью.
О нас | Контакты | ©2007 Средняя общеобразовательная школа №5

Портфолио

Учителя географии МОУ СОШ №5, г. Якутск

Ярыгиной Людмилы Александровны