Методическая деятельность

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету.

Учитель в совершенстве владеет методикой преподавания географией. На уроках умело сочетает традиционные методы с новыми обучающимися технологиями:

    • КСО;
    • Блочно – модульное обучение;
    • Лекционно – зачетная система;
    • Проектно – исследовательская деятельность;
    • Методика творческих, развивающих заданий;
    • Информационно – коммуникативные методы.

         На уроке применяются активно ИКТ, в кабинете имеется богатая фильмотека (более 30 видеофильмов), используется обучающая компьютерная программа «Уроки географии Кирилла и Мефодия».

2. Использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

Широко применяются исследовательские развивающие задания. Темы исследовательских работ:

  • Развитие сферы услуг в своем микрорайоне;
  • Гербы населенных пунктов Якутии;
  • Пригородное хозяйство города Якутска;
  • Сельские поселения как феномен культуры;
  • Влияние транспортных средств на экологию города Якутска.

 

3. Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в том числе новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов.
Разработаны и внедрены поурочные и тематические и экзаменационные тесты для 7-10 классов, которые позволяют  объективно оценивать и корректировать знания каждого ученика. В настоящее время материалы с тестами готовятся к изданию. Собран богатейший дидактический материал по всем классам, имеется библиотека, насчитывающая около 250 книг, содержащая методическую, научно – популярную литературу по географии. 2004 год – кабинету географии присвоен статус «Учебно – методический кабинет I-й степени».

4. Результативность использования современных образовательных технологий.

По результатам выпускных экзаменов выпускники поступают в престижные ВУЗ-ы Республики Саха (Якутия) и России на экономические, географические факультеты.
2005 год – Городничев Руслан является одним из лучших студентов БГФ по специальности природопользование;

Петухова Анастасия, Сотникова Дарья являются студентками экономического института.

Конспект урока

Тема урока: Путешествие по родному краю.

Тип урока: обобщающее повторение с элементами игры.
Учебные цели: закрепить и обобщить полученные ранее знания о природных особенностях Якутии. Продолжить обучение умениям работать с картографическим источником, научить выявлять причинно – следственные связи.
Воспитательные задачи: повышение интереса к изучению географии, развитие коммуникативных навыков, формирование патриотических чувств к родному краю.
Оборудование: физическая карта Якутии, контурные карты Якутии, атласы Якутии, видеофильм «Республика Саха (Якутия)», плакат с изображением горной вершины для использования игровых элементов.

Ход урока

Вводное слово учителя:
«Мы закончили изучение природных условий Республики Саха(Якутия). Республика занимает особое место на карте России это самый северный и самый большой по площади административный регион нашей страны.

         Якутия моя – просторный край России
         И распростерся он могучий и широкий,
         С зеленою тайгой и морем темно – синим,
         Далеко – далеко на северо – востоке
                           Леонид Попов     

Чем больше по размерам территория, тем разнообразнее ландшафты и природные ресурсы.
Высшая точка Республики гора Победа. И сегодня мы узнаем кто быстрее покорит эту вершину. А победит та команда, которая точнее ответит на поставленные вопросы, выполнит интересные задания и первый доберется до заветной вершины.

7 этап------------------------------------
6 этап----------------------------------
5 этап--------------------------------
4 этап------------------------------
3 этап----------------------------
2 этап--------------------------
1 этап------------------------
Класс делится на три команды.

 

1 этап «Загадочные числа».

Участники команд определяют и записывают, что обозначают предложенные им числа, которые несут информацию о природе, освоении, географическом положении Якутии.
3103           (площадь)
3003           (высота горы Победа)  
4400           (длина Лены)
1500           (максимальная мощность многолетней мерзлоты)
1632           (строительство Ленского острога)
1623           (появление русских землепроходцев на Лене)
62               (широта города Якутска)
71               (минусовая температура в Оймяконе)
8                 (часовой пояс Якутска)

 

2 этап «Рекорды родного края».

Вызываются по одному представителю из каждой команды. Участники называют рекорды родного края и показывают их на карте. В случае неправильного ответа, берется помощь команды.
Возможные варианты: Оймякон (полюс холода), Моготоево (большое озеро), Большое Токо (глубокое озеро), гора Победа (высшая точка), река Марха (наибольшая мощность мерзлоты), остров Генриетты (северный остров), мыс Пакса (северная точка), река Лена (самая длинная река, самая большая дельта), Восточно – Сибирское море (самое ледовитое), Улахан – Тарын (наледь).

 

3 этап «Словесный бой»

команды получают с изображениями природных явлений: аласа, байджераха, булгунняха, быллара, кисиляха, наледь.
Определяю, что изображено на фотографии и объясняют происхождение этого явления.

 

4 этап «Картографический»

на контурную карту Якутии наносятся все известные ученикам географические объекты. Оценивается скорость и правильность заполнения.

 

5 этап «Почемучка»

Учащиеся отвечают на вопросы, устанавливая причинно – следственные связи.
1 Почему полюс холода находится в Оймяконе?
2 Почему на территории Якутии много термокарстовых озер?
3 Почему в устье реки Лены образуется дельта?
4 Почему в тундре отсутствует древесная растительность?
5 Почему в Якутии резко – континентальный климат?
6 Почему для большинства рек Якутии характерно весеннее половодье?

 

6 этап «Следопыт»

В предложенных текстах учащиеся находят и исправляют ошибки:

  1. Зона тайги занимает южную часть Якутии. Лежит в умеренном резко континентальном климате. Температура летом +5 градусов, зимой –40. Почвы дерново – подзолистые, мерзлотно – таёжные. Обитают бурый медведь, песец, леминг, лось, соболь. Самое распространенное дерево – сосна.
  2. Река Лена занимает третье место по длине в мире. Течет с юга на север и впадает в Карское море. Самый крупный левый приток река Алдан. К речной системе лены относятся реки Яна, Олёкма, Амга, Оленек. Режим реки – летнее половодье.
  3. Якутия – самая большая по площади России. В её состав входят острова Северная земля. Омывается Восточно – Сибирским и Чукотским морями. Лежит в 9, 10, 11 часовых поясах. Столица – город Якутск был основан в 1932 году Хабаровым. На юге республика граничит с Амурской областью и Бурятией.

 

7 этап «Творческий»

Просмотрев фрагмент видео фильма «Республика Саха (Якутия)» команды пишут рекламные приглашения в туристическую поездку по Якутии. Учитывается знание памятников природы и достопримечательностей республики. Приглашение оформляется на листе ватмана.

 

Учитель. Мы еще раз совершили с вами путешествие по нашей необъятной, суровой, но очень прекрасной Родине. Любить свою родину – значит знать её.
Я люблю этот белый, безбрежный простор,
Я люблю эту степ снеговую,
Эту цепь белым снегом окутанных гор,
Эту милую даль голубую…
Петр Черных – Якутский.

 

О нас | Контакты | ©2007 Средняя общеобразовательная школа №5

Портфолио

Учителя географии МОУ СОШ №5, г. Якутск

Ярыгиной Людмилы Александровны