Новые стандарты — новые учебники. Так хотели. Так декларировали. Получилось как всегда — ничего путного. В учебниках для начальной школы ошибка на ошибке. Несмотря на экспертизу двух академий. Одни учебники упрощены до абсурда. С внуком-второклассником занимаемся английским. Написано, что некая буква дает два разных звука, далее идет ряд слов, где эта буква читается по-разному.И никакого объяснения, в каких случаях как она читается. Сам догадайся. Еще в одном месте дается транскрипция гласного звука, и как пример — слова, где этого звука и близко нет. Другие усложнены до умопомрачения. Второй внук — третьеклассник — решает задачу по математике. И так и сяк, ничего у него не получается. Идет за помощью. Я начинаю вчитываться и не понимаю, как к ней подойти. Потом вспоминаю про уравнение с двумя неизвестными и только так нахожу ответ. Проверяю решение — все сходится. «Вы уже учили такое?» — спрашиваю. — «Нет, только одно неизвестное используем». — «Ну вот смотри, можно попробовать так сделать», — и начинаю объяснять ход своих размышлений, понимая, что в школе ему скажут, что надо было найти другое решение. Бывший министр образования Владимир Михайлович Филиппов, профессиональный математик, рассказывал мне, что однажды вернулся с очередного заседания, а жена, вместо того чтобы кормить ужином, попросила его решить задачу для девятого класса. Она у него учительница математики. И он не смог. Что-то в условии было не так.
Знакомая учительница начальных классов пускает на свои уроки всех желающих родителей. Есть только одно условие, чтобы приходили не толпой, по очереди. Потом она с ними обсуждает, что они увидели, что почувствовали, что не понравилось. Одна мама растерянно сказала ей после занятия: «Я так и не поняла, что вы делали на уроке». — «Но ваш сын так хорошо реагировал на мои вопросы. Значит, ему было понятно?» — «Кажется, да». — «Ну вот это главное». Посетительница ушла, обидевшись на учительницу. Потом еще и директору пожаловалась, мол, Ольга Сергеевна специально унизила ее, подчеркнув ее необразованность. Точка она и есть точка. Хотя иногда она может выглядеть и как размытое пятно.
В хорошей школе все учатся. Учителя, учащиеся, директор, родители. Все вместе. Там принимают в школу не ребенка, а семью. Там у детей не пропадает желание задавать вопросы. Там учителя не устают от детских вопросов. Не делят их на те, что касаются темы на уроке, и те, что отвлекают от учебного процесса. Это большая наука — научить детей задавать вопросы. И большое искусство — постоянно поддерживать у них интерес к задаванию новых вопросов.
В школе сделали спортзал. Супер. Спортивная школа позавидует. Положили немецкое покрытие. Шведское оборудование закупили. В футбол играть нельзя — полы поцарапают. В волейбол играть нельзя — мяч застрянет в дизайнерских трубах под потолком. Лазить по скалодрому нельзя — можно упасть. Экскурсии водить можно. Чтобы видели, как здесь заботятся о детях. Ждали мэра. Не учились несколько дней. С утра директор инструктировала: «Нам позвонят, когда он будет подъезжать, сразу переходите в те кабинеты, которые мы наметили для показа. Вы помните, Светлана Аркадьевна, что своих поведете на химию? С электронным микроскопом работать будете». — «Так мы еще ничего не изучали». — «Сделаете вид!» — «Кому нужна эта показуха?» — «А деньги получать не показуха?» — парировала директор.
Кто-то из участников «Учителя года», обсуждая урок физкультуры, сказал полушутя: «Для каждого человека прыжок через козла — событие. В этот момент он чувствует себя одиноким». Честно говоря, человек всегда, пытаясь найти решение любой задачи, какой бы сложности она ни была и чего бы она ни касалась, остается одиноким.
Ехал однажды в купе с довольно известным политиком. «Зачем вам власть?» — спрашиваю. — «Это деньги — связи — карьера». — «А как же страна?» — «Какая страна? О чем вы говорите?»
Трудно управлять дрейфующим судном. Лично я хочу заниматься тем, чем я занимаюсь. Издавать газету, рассказывающую о том, как работает или не работает система образования. Школы, города, района, региона страны. Кто и что ей мешает. У кого получается. У кого нет. Я не хочу заниматься политикой. Политикой должны заниматься профессионалы. Иногда я думаю: есть ли они у нас?