«Мы гордились тем, что многие десятилетия были самой читающей страной в мире». П.Положевец

1IMG_4081_big

Мы гордились тем, что многие десятилетия были самой читающей страной в мире. Спустя двадцать лет после развала Советского Союза мы даже не входим в десятку тех стран,что читают больше других. Сегодня тридцать пять процентов населения страны, окончив школу, вообще не берет книгу в руки. Советская образовательная система по большому счету началась с лозунга «Долой неграмотность!». Прошло сто лет. Стало ясно, что снова надо ставить на повестку дня тот лозунг. Надо снова ликвидировать неграмотность, но теперь функциональную. Чем старше школьники, тем больше у них проблем.

Международные сравнительные исследования качества общего образования рассматривают социально-экономический статус семьи как один из существенных факторов, влияющих на учебные достижения. Среди показателей, входящих в интегрированный индекс, есть и количество книг, которые стоят на полках в доме школьника. Мы все еще на одном из первых мест среди стран, где семья имеет больше пятисот книг. Но в отличие от других стран четкой связи между наличием в доме книг и успехами школьника у нас не просматривается. Книги не читают, даже если они есть в доме. Они рассматриваются как часть интерьера. Или как материальная ценность, доставшаяся от бабушек-дедушек, которые ночами простаивали за талонами на дефицитные издания, переклички перед входом в книжный магазин устраивали.
Беда наша в том, что сегодня в школу пошли дети тех, кто сам учился уже в постсоветское время. Это было первое поколение за всю нашу историю, которое массово утратило тягу к чтению, потребность в нем. Причин тому много: не о книгах думали в первые годы новой России, а о том, как выжить, как семью накормить; и потеря ценности образования, изменение школьных программ по литературе; и появление целой индустрии шпаргалок, подсказок и готовых сочинений, замещающих необходимость самому читать художественные тексты; и превращение сознания подростков в клиповое. Дети — зеркало. В них отражается — иногда в прямых лучах, иногда в кривых — все, что делают взрослые, мы с вами. Не читают родители — дети вряд ли читать будут. Матерятся родители — и дети будут разговаривать именно на этом языке. 

Читать полностью