Итоги исследования «Портрет учителя истории в современной России»

1337255572_inrernet

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов на общем собрании Российского исторического общества (РИО) представил итоги исследования «Портрет учителя истории в современной России».

В апреле-мае 2015 года Рособрнадзор проводил масштабное изучение профессиональных компетенций учителей истории. Инициатива подобного анализа была озвучена на заседании РИО 12 сентября прошлого года и поддержана председателем Ассоциации учителей истории и обществознания, академиком РАН Александром Чубарьяном.

 

Исследование проводилось практически во всех субъектах РФ, включая Крым. Было опрошено около 6 тысяч учителей истории. До этого была проведена большая работа по научно-педагогическому тестированию вопросов и методики оценивания ответов. Анализ работы и результатов нескольких фокус-групп, состоявших как из учителей истории, так и профессиональных экспертов, позволил разработать уникальный и объективный инструментарий для проведения опроса в профессиональном учительском сообществе.

 

В ходе исследования выяснилось, что для учителей истории в подавляющем большинстве не представляет сложности отвечать на простые и однозначные исторические вопросы. Лишь у небольшой группы оказалось недостаточно знаний, чтобы указать правителей или упомянуть исторические явления, о которых шла речь в тексте.

 

«Аналогичное по масштабу, форме и концепции исследование никогда ранее в нашей стране не проводилось. Его итоги помогают выявить проблемные зоны, над которыми необходимо работать. В 2015 году минимальный балл на ЕГЭ по истории не набрал практически каждый шестой выпускник, хотя в 2014 году таких было больше. А мы понимаем, что результаты экзамена во многом зависят и от работы учителей», — Сергей Кравцов.

По итогам исследования, выделив проблемные зоны, Рособрнадзор совместно с регионами разработает рекомендации по совершенствованию процесса переподготовки педагогов.

 Что касается знания педагогами содержания историко-культурного стандарта, то по итогам анализа, полностью или в основном с ним ознакомлены почти три четверти опрошенных. В итоге, нуждается в дополнительном повышении квалификации по работе с историко-культурным стандартом каждый четвертый учитель.

 Однако исследование помогло не только выявить проблемы, но и развеять некоторые мифы. В частности, это касается единого подхода к преподаванию истории. Подавляющее большинство опрошенных учителей во всех субъектах РФ в целом поддерживают единый подход к преподаванию истории в рамках реализации принятого историко-культурного стандарта.

 При этом, практически половина учителей при определении целей преподавания истории в школе исходят из интересов своих учеников и общества, а не просто необходимости сдачи экзаменов или других факторов.

Окончательные выводы будут озвучены после обсуждений всех итогов исследования. В октябре-ноябре пройдет широкое профессиональное и общественное обсуждение для разработки практических предложений по повышению качества исторического образования. Также Рособрнадзор совместно с Институтом всеобщей истории РАН проведет Всероссийскую конференцию учителей истории.

О результатах всероссийского исследования «Портрет учителя истории»

Источник http://obrnadzor.gov.ru/ru/