Внеклассная работа.

Презентация

Предмет: якутский разговорный язык


Школа: СОШ№5 имени Н.О.Кривошапкина
Класс: 5-е
Дата проведения урока: 2 марта 2009 год
Ф.И.О. учителя: Семенова Агния Анатольевна.
Тема урока: А.С.Пушкин айымньылара сахалыы тылынан.
Вид занятия: урок.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Форма урока: объяснительно – наглядная.
Триединая цель урока: образовательная, воспитательная, развивающая.
Образовательный аспект:
• выработка умений и навыков;
• вторичное осмысление уже известных знаний;
• пробное применение знаний.
Воспитательный аспект:
• формирование нравственных качеств;
• применение полученных знаний, умений и навыков в жизни;
• формирование основ мировоззрения.
Развивающий аспект:
• развитие речи (обогащение и усвоение новых слов разговорной речи);
• развитие мышления (выделение главного);
• развитие памяти, внимания, воображения;
• развитие сенсорной сферы (чувства, эмоции).
Учебно – методическое оснащение урока:
• портрет А.С.Пушкина;
• бюст А.С.Пушкина;
• А.С.Пушкин. Тексты стихов на якутском языке «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне», отрывки из поэмы «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» и др.
• цветное изображение книг А.С.Пушкина, переведенных на якутский язык;
• раздаточный материал: стихи Пушкина «Кыhын,н,ы киэhэ», «Кыhын,н,ы суол».
Наглядность: на доске изречение Пушкина «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой» - «Мин ааппынан туолуо Бутун Русь иитэ, ааттыа5а миигин баар омук».
«Слог могучий твой на языке якутском полнозвучен»
- Книга А.С.Пушкина «Стихи» - «Хоhооннор» - 1976, Якут. книжное изд.
- Презентация P.Point.

Начало урока.
Учуутал:
Дорооболорун, о5олор!
Утуе кунунэн!
Аламай кун сарыалынан!
Сааскы кунунэн!
Сегодня, у нас урок пройдет на 2-х языках: сахалыы уонна нууччалыы. Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, какие они прекрасные!
Дети:
Очей очарованье!
Как нам нравятся
Ваши добрые глаза!
Как нам нравятся
Ваши добрые сердца!
Как нам нравятся
Ваши добрые улыбки!
Учуутал: О5олоор, керун, эрэ бу А.С. Пушкин сахалыы переводтаммыт кинигэлэрэ (показывает книги). Биhиги бугун А.С. Пушкин хоhоонноруттан аа5ыахпыт, дор5ооннорун чин,этиэхпит. А.С. Пушкин Ытык киhи, т.е. А.С. Пушкин – гениальный человек. Он написал много сказок, стихотворений и поэм. И мы, сегодня, прочитаем его стихи.
Тетради открыли. Пишем сегодняшнее число: кулун тутар ый 2-с кунэ. Тема: А.С. Пушкин хоhоонноро.
А.С.Пушкин – Ытык киhи, т.е. А.С. Пушкин – гениальный человек.
- Вы знаете, как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна).
- Сепке эттигит. Правильно сказали.
- Пушкин ей посвятил стихи? (да). Молодцы, очень хорошо.
- Кто помнит название стиха? («Няне»). Ньээнньэбэр – суруйун,.
- Аа5ыа5ын, эрэ. (читают). Наhаа учугэйдик аахтыгыт. Пушкин говорил, вспоминал, что его няня была самым близким человеком, советчиком, другом. Еще раз читаем.
- Ребята, А.С.Пушкину случалось много ездить по России в своей жизни. Но, особенно милы были его душе зимние пути. Зимний пейзаж, гладко укатанная дорога, тройка, однообразные позвякивание колокольчика – все это навевало на поэта особое настроение.
- Ребята, у Пушкина есть стихотворение о дороге? (да) Как называется? («Зимняя дорога»).
- Давайте прочитаем (все читают).
- Может кто-нибудь один хочет читать? (выходит ученик)
- Бэйэ5ин билиhиннэр эрэ.
- Мин аатым Прохоров Слава, 5 «б» кылааска уерэнэбин. А.С. Пушкин «Кыhын,н,ы суол» (аа5ар).
- О5олор, ессе биирдэ бары аа5ыа5ын, 2 куплеты.
- Мин эмиэ Пушкин хоhооннорун аа5арбын себулуубун. Онон 3-с куплеты аа5ан иhитиннэриэм. Сахалыы – нууччалыы. А.С.Пушкин всегда находило что-то скучном – хорошие моменты. Например: здесь он пишет: «Что-то слышится родные в долгих песнях ящика». У Пушкина есть поэма: «Руслан и Людмила». Отрывок из этой поэмы прочитает ученица 3 «а» класса Алексеева Катя.
- Теперь стихотворение «Зимний вечер» (читаем). Учугэй. Теперь, задание. В 1-м куплете найдите якутские звуки, кто всех звуков найдет, поднимает руку. Хорошо, учугэй.
- О5олор, истин, эрэ (2-й куплет читает с переводом).
- О5олор, уруокпутун ырыанан бутэриэ5ин. А.С.Пушкин «Кыhын,н,ы киэhэ» - «Зимний вечер» (о5олор инники тахсаллар).
1 куплет – по русски
2 куплет – по якутски
3 куплет – по русски
4 куплет – по якутски.
- Молодцы. Наhаа учугэй. Очень хорошо.
Домашнее задание. Попробуйте в стихах найти якутские звуки, подчеркните.
Оценки выставляются активным учащимся.
Манан уруок буттэ. За урок благодарю. Махтал. Керсуеххэ диэри.

 

 

О нас | Контакты | ©2007 Средняя общеобразовательная школа №5

Портфолио

Учителя якутского разговорного языка и культуры МОУ СОШ №5, г. Якутск

Семеновой Агнии Анатольевны