Знание языка – показатель высокого интеллекта, культуры, любознательности и общительности.
Семенова Агния Анатольевна,
учитель якутского разговорного языка и культуры
СОШ№5имени Н.О.Кривошапкина
Мы, нынешнее поколение педагогов работаем в условиях обеспечения государственных
гарантий доступного общего среднего образования и разных возможностей
его получения всеми учащимися.
Приоритетные направления модернизации образования происходят в рамках
национальной образовательной стратегии, объявленной по инициативе Президента
Российской Федерации Д.Медведева.
Наша новая школа направляет нас, учителей, на новые идеи, творчество и
дальнейшее совершенствование системы образования. Она направлена на повышение
авторитета учителя в обществе и формирование позитивного его образа в
рамках мероприятий, принятых повсеместно и в нашей школе №5 имени Н.О.Кривошапкина,
в частности, объявленной Президентом страны Годом Учителя. И, не случайно
Министерство образования нашей республики проведет в 2010 году XII съезд
учителей на одну из актуальных тем «Новый учитель – новому поколению XXI
века». Я понимаю, что Год Учителя – не только праздник, он и стимулирует
нас на более качественный труд.
Я работаю учителем якутской национальной культуры и якутской разговорной
речи в данной школе с 2001 года. Мой опыт как педагога многообразен: учитель,
классный руководитель, методист, руководитель методического объединения
учителей города, музея и общественная работа.
Есть золотая формула этнопедагогики: «Без памяти – нет традиций, без традиций
– нет культуры, без культуры – нет духовности, без духовности – нет личности,
без личности – нет народа, как исторической личности». Этим постулатом
руководствуюсь все годы работы педагогом вот уже 34 года.
Я применяю этнопедагогические истоки в учебно-воспитательной работе по
развитию духовных ценностей народа. Руководствуюсь в работе трудами основоположников
дидактики Я.А.Каменского, Г.Н.Волкова, якутских этнопедагогов И.С.Портнягина,
К.С.Чиряева.
В своей практике моделирую процесс обучения и воспитания своих учеников
в современных условиях развития якутского языка.
Якутский язык – один из древнейших живых тюрских языков. В настоящее время
он является национальным литературным языком народа саха, имеющим на территории
Республики Саха (Якутия) наравне с русским языком статус государственного.
Якутский язык по праву считается наиболее изученным на северо – востоке
России. В первой половине XIX века появились труды выдающихся ученых О.Н.Бётлинга,
В.С.Ястремского, В.В.Радлова, Э.К.Пекарского о якутском языке. После революции
большой вклад в развитие письменности и терминологии внесли П.А.Ойунский,
А.А.Кундэ, С.А.Новгородов, Г.У. Эргис и другие.
С.А.Новгородов – создатель якутского алфавита. Он написал первый букварь
«Сурук – бичик» и в 1917 году в год первого съезда крестьян – якутов изыскал
средства на издание букваря.
В 1922 году постановлением СНК ЯАССР в школах республики введен якутский
язык.
С того времени прошло почти 90 лет и в истории образования Якутии произошли
грандиозные успехи, но и появились новые проблемы. Одна из них – многие
молодые люди, семьи, дети не владеют родным языком. Семьи дают детям русскоязычное
воспитание, и возникает необходимость учить родному языку.
Знание языка народов людьми иной национальности, живущим среди них – это
проявление уважения к этим народам, их культуре. Это стремление ближе
узнать народы, их историю, их жизнь.
Наша школа многонациональная. В учебном плане и образовательной программе
предусмотрено время на изучение якутского языка как государственного.
Учащиеся русскоязычной школы усваивают технику чтения на якутском языке,
готовят элементарную неподготовленную речь на знакомую тему. Ребята знакомятся
с природой родного края, жизнью сельчан, культурой народа саха, народным
творчеством, выдающимися якутскими жителями, произведениями якутских авторов.
Знание языка – показатель высокого интеллекта, культуры, любознательности
и общительности. Усвоение языка для молодежи любой национальности – это
еще и средство самоутверждения и самовыражения своей личности. Кроме того,
знание языка дает личности морально - психологический комфорт, душевную
и интеллектуальную раскованность в любых ситуациях общения.
Моя конечная цель, как педагога, так и нашей школы – обеспечение качественной
реализации образовательных запросов обучающихся, их родителей, общества
и государства посредством совершенствования образовательной, воспитательной
деятельности, эффективного использования современных образовательных технологий
в том числе, в обеспечении конституционного права детей на изучение родного
языка, культуры.