Фирменные классы – инновационная идея реализации дуального образования.
Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления
о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни:
способность работать в группе; командный дух и вкус риска;
чувство ответственности и личная дисциплина;
чувство инициативы, любознательности, творчества;
дух профессионализма, стремление к совершенству,
чувство соревновательности; чувство служения общему, патриотизм.
Эти качества составляют основу духа предприятия».
Совет Европы
С 2008 года в школе действуют Фирменные классы по 7 стратегическим отраслям развития РС(Я).
Заключены соглашения с фирмами-партнерами: НВК «Саха», Технический холдинг «Эльф», ОАО «Сахатранснефтегаз», Министерство внешних связей РС(Я), Министерство предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Министерство транспорта, связи и информатизации РС(Я), ФМФ «Ленский край».
Почему школой был избран такой путь реализации Концепции дуального и профильного образования?
1. Потребителями образования являются: личность, удовлетворяющая потребность в новых знаниях и навыках с целью самосовершенствования, повышения общественного статуса, получения материального благополучия, формирования межличностной среды; государство, удовлетворяющее свои потребности в компетентных работниках и стабильности общества; муниципальные органы исполнительной власти, субъекты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие потребности в квалифицированных кадрах.
2. В 2007 году Правительством РФ утверждена стратегия развития РС(Я) «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года». Школа должна найти свою нишу в ее реализации — и, в первую очередь, через профессиональную ориентацию и профильное обучение по направленности развития экономики и социальной сферы республики.
3. Для эффективной реализации функции социализации школе необходимо широкое взаимодействие с социальными партнерами, что успешно реализуется при освоении фирменного образования. Фирменное образование (для школы) – образование, призванное сформировать осознанный профессиональный выбор по приоритетным отраслям развития РС(Я), вооружить школьников знаниями и выработать те способности, которые необходимы для успешного продолжения образования в послешкольный период и достижения наивысшего для себя карьерного роста. Фирменное образование (для сферы бизнеса) – формирование на ранней ступени образования молодежи кадрового потенциала, обладающего высокой мотивацией на получение специальности по профилю фирмы, необходимыми знаниями о развитии рынка производительного труда, готового и способного к достижению наивысшего карьерного роста в области избранной профессии. Фирменный класс – одновозрастная организованная группа учеников школы, осваивающая программу обучения по профилю фирмы, осуществляющей над ней кураторство в сфере профориентационной деятельности, содержания профильной подготовки, поступления в профильный вуз, получения профессионального образования и последующего трудоустройства.
Фирменный класс – база личной и социальной идентификации молодого человека.
4. Цели и ожидаемые результаты реализации инновационной модели профильного (предпрофильного) обучения:
создание в старшей ступени школы механизма освоения образовательных программ, обеспечивающего:
— вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;
— возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов содержания изучаемых профилей и соответствующих им форм учебной деятельности;
— практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельностной компоненты;
— более раннее самоопределение обучающихся в будущей профессиональной деятельности;
— создание единого с заказчиками на подготовку кадров дуального образовательного поля.
5. В результате реализации программы школьники овладеют новыми способами деятельности:
— Навыки общения (консультирования, ведения переговоров, умения договариваться).
— Навыки групповой работы (групповая ответственность за планирование и результат работы, ее качество, самосовершенствование).
— Умение быстро переходить от производства продуктов (интеллектуальных, творческих, материальных) массовой деятельности к разнообразию и их более широкому спектру.
— Овладение «Портфелем навыков», которые можно адаптировать к новым потребностям.
— Готовность к принятию перемен.
— Готовность к стратегическому партнерству.
— Заинтересованность в улучшении качества (учебы, труда, взаимодействия) и готовность нести персональную ответственность за качество.
— Готовность к самостоятельной занятости.
— Освоение методов модульного и блочного обучения.
— Освоение компетенций самообразования.
6. Полезность введения фирменного образования для ученика:
— Расширение общего фона развития личности.
— Овладение компетенциями «для жизни».
— Построение своей профессиональной траектории.
— Раннее профессиональное самоопределение.
— Возможность обучения по индивидуальному учебному плану.
— Овладение технологией дистанционного обучения.
— Прохождение практики на фирме-кураторе; исключение фактора послевузовской адаптации.
— Ознакомление с «фирменными» традициями.
— Возможность «фирменного» сопровождения при поступлении в учреждение ПО, обучении. Возможность получения именной стипендии.
— Гарантия получения работы по полученной специальности.
— Возможность достижения наивысшего карьерного роста.
— Осознание значимости образования в течение всей жизни.
Полезность введения фирменного образования для родителей:
— Повышение интереса детей к обучению.
— Овладение детьми жизненными компетенциями.
— Профессиональное самоопределение детей.
— Возможность успешного жизненного старта.
— Помощь детям при поступлении и обучении в ПОУ.
— Гарантированное трудоустройство молодых специалистов по полученной профессии.
Полезность введения фирменного образования для школы:
— Сокращение разрыва между двумя уровнями среднего образования: «королевским путем» и «путем в мир труда».
— Превращение противоречий существующего профильного обучения в связи – вклад в формирование «образовательного общества».
— Освоение технологии построения индивидуальных парадигм образования.
— Повышение учебной мотивации обучающихся – повышение качества образования.
— Установление партнерских связей в управлении образовательным процессом.
— Привлечение в школу интеллектуальных, финансовых, материальных инвестиций.
— Системная перспектива для школы.
Полезность введения фирменного образования для государства:
— Обновление общего образования как основы для дальнейшей профессиональной подготовки ответственных, готовых к сознательному труду россиян (Д.А.Медведев).
— При партнерском участии образования и бизнеса формируется прочная база экономики, основанная на знаниях (А.А.Фурсенко).
— Целевая индивидуальная подготовка высококвалифицированных специалистов для приоритетных отраслей.
— Финансовые затраты государства на обучение в старшей школе — целенаправленные, профессионально ориентированные.
Производственному комплексу Якутии нужны кадры – хорошо подготовленные, мотивированные на высокоэффективную профессиональную деятельность, мобильные, конкурентоспособные, готовые к творческому решению производственных задач – кадры из числа жителей республики, развитие которой явится для них делом личной заинтересованности и высочайшей ответственности перед своим народом. Школа призвана и способна включиться в деятельность по подготовке таких кадров.
Кычкина А.А., директор СОШ №5 им.Н.О.Кривошапкина городского округа «город Якутск», к.п.н.
Концепция профильных классов МОБУ СОШ № 5 им. Н,О.Кривошапкина; скачать
Пакет документов МОБУ СОШ № 5 им. Н.О.Кривошапкина по проекту; скачать
Отчёт школы по опытно-экспериментальной работе; скачать
Ученический проект; скачать
Транспортный класс; скачать
Дипломатический класс; скачать