Фирменные классы – инновационная идея реализации дуального образования.

 Фирменные классы – инновационная идея реализации дуального образования.

Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления

о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни:

способность работать в группе; командный дух и вкус риска;

чувство ответственности и личная дисциплина;

чувство инициативы, любознательности, творчества;

дух профессионализма, стремление к совершенству,

чувство соревновательности; чувство служения общему, патриотизм.

Эти качества составляют основу духа предприятия».

Совет Европы

 

С 2008 года в школе действуют Фирменные классы по 7 стратегическим отраслям развития РС(Я).

Заключены соглашения с фирмами-партнерами: НВК «Саха», Технический холдинг «Эльф», ОАО «Сахатранснефтегаз», Министерство внешних связей РС(Я), Министерство предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Министерство транспорта, связи и информатизации РС(Я), ФМФ «Ленский край».

Почему школой был избран такой путь реализации Концепции дуального и профильного образования?

1. Потребителями образования являются: личность, удовлетворяющая потребность в новых знаниях и навыках с целью самосовершенствования, повышения общественного статуса, получения материального благополучия, формирования межличностной среды; государство, удовлетворяющее свои потребности в компетентных работниках и стабильности общества; муниципальные органы исполнительной власти, субъекты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие потребности в квалифицированных кадрах.

2. В 2007 году Правительством РФ утверждена стратегия развития РС(Я) «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года». Школа должна найти свою нишу в ее реализации —  и, в первую очередь, через профессиональную ориентацию и профильное обучение по направленности развития экономики и социальной сферы республики.

3. Для эффективной реализации функции социализации школе необходимо широкое взаимодействие с социальными партнерами, что успешно реализуется при освоении фирменного образования. Фирменное образование (для школы) – образование, призванное сформировать осознанный профессиональный выбор по приоритетным отраслям развития РС(Я), вооружить школьников знаниями и выработать те способности, которые необходимы для успешного продолжения образования в послешкольный период и достижения наивысшего для себя карьерного роста. Фирменное образование (для сферы бизнеса) – формирование на ранней ступени образования молодежи кадрового потенциала, обладающего высокой мотивацией на получение специальности по профилю фирмы, необходимыми знаниями о развитии рынка производительного труда, готового и способного к достижению наивысшего карьерного роста в области избранной профессии. Фирменный класс – одновозрастная организованная группа учеников школы, осваивающая программу обучения по  профилю фирмы, осуществляющей над ней кураторство в сфере профориентационной деятельности, содержания профильной подготовки, поступления в профильный вуз, получения профессионального образования и последующего трудоустройства.

Фирменный класс – база личной и социальной идентификации молодого человека.

 

4. Цели и ожидаемые результаты реализации инновационной модели профильного (предпрофильного) обучения:  

создание в старшей ступени школы механизма освоения образовательных программ, обеспечивающего:

—        вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;

—        возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов содержания изучаемых профилей и соответствующих им  форм учебной деятельности;

—        практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельностной компоненты;

—        более раннее самоопределение обучающихся в будущей профессиональной деятельности;

—        создание единого с заказчиками на подготовку кадров дуального образовательного поля.

5. В результате реализации программы школьники овладеют новыми способами деятельности:

—        Навыки общения (консультирования, ведения переговоров, умения договариваться).

—        Навыки групповой работы (групповая ответственность за планирование и результат работы, ее качество, самосовершенствование).

—        Умение быстро переходить от производства продуктов (интеллектуальных, творческих, материальных) массовой деятельности к  разнообразию и их более широкому спектру.

—        Овладение «Портфелем навыков», которые можно адаптировать к новым потребностям.

—        Готовность к принятию перемен.

—        Готовность к стратегическому партнерству.

—        Заинтересованность в улучшении качества (учебы, труда, взаимодействия) и готовность нести персональную ответственность за качество.

—        Готовность к самостоятельной занятости.

—        Освоение методов модульного и блочного обучения.

—        Освоение компетенций самообразования.

6. Полезность введения фирменного образования для ученика:

—        Расширение общего фона развития личности.

—        Овладение компетенциями «для жизни».

—        Построение своей профессиональной траектории.

—        Раннее профессиональное самоопределение.

—        Возможность обучения по индивидуальному учебному плану.

—        Овладение технологией дистанционного обучения.

—        Прохождение практики на фирме-кураторе; исключение фактора послевузовской адаптации.

—        Ознакомление с «фирменными» традициями.

—        Возможность «фирменного» сопровождения при поступлении в учреждение ПО, обучении. Возможность получения именной стипендии.

—        Гарантия получения работы по полученной специальности.

—        Возможность достижения наивысшего карьерного роста.

—        Осознание значимости образования в течение всей жизни.

Полезность введения фирменного образования для родителей:

—          Повышение интереса детей к обучению.

—          Овладение детьми жизненными компетенциями.

—          Профессиональное самоопределение детей.

—          Возможность успешного жизненного старта.

—          Помощь детям при поступлении и обучении в ПОУ.

—          Гарантированное трудоустройство молодых специалистов по полученной профессии.

Полезность введения фирменного образования для школы:

—        Сокращение разрыва между двумя уровнями среднего образования: «королевским путем» и «путем в мир труда».

—        Превращение противоречий существующего профильного обучения в связи – вклад в формирование «образовательного общества».

—        Освоение технологии построения индивидуальных парадигм образования.

—        Повышение учебной мотивации обучающихся – повышение качества образования.

—        Установление партнерских связей в управлении образовательным процессом.

—        Привлечение в школу интеллектуальных, финансовых, материальных инвестиций.

—        Системная перспектива для школы.

Полезность введения фирменного образования для государства:

—        Обновление общего образования как основы для дальнейшей профессиональной подготовки ответственных, готовых к сознательному труду россиян (Д.А.Медведев).

—        При партнерском участии образования и бизнеса формируется прочная база экономики, основанная на знаниях (А.А.Фурсенко).

—        Целевая индивидуальная подготовка высококвалифицированных специалистов для приоритетных отраслей.

—        Финансовые затраты государства на обучение в старшей школе — целенаправленные, профессионально ориентированные.

Производственному комплексу Якутии нужны кадры – хорошо подготовленные, мотивированные на высокоэффективную профессиональную деятельность, мобильные, конкурентоспособные, готовые к творческому решению производственных задач – кадры из числа жителей республики, развитие которой явится для них делом личной заинтересованности и высочайшей ответственности перед своим народом. Школа призвана и способна включиться в деятельность по подготовке таких кадров.

Кычкина А.А., директор СОШ №5 им.Н.О.Кривошапкина  городского округа «город Якутск», к.п.н.

Концепция  профильных классов МОБУ СОШ № 5 им. Н,О.Кривошапкина;  скачать

Пакет документов МОБУ СОШ № 5 им. Н.О.Кривошапкина по проекту; скачать

Отчёт  школы по опытно-экспериментальной работе; скачать

Ученический проект; скачать

Транспортный класс; скачать

Дипломатический класс; скачать

документальный факт


 

фирмы-партнеры
вместе в будущее