Доклад министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова на заседании Правительства РФ 23 января 2014 года
Инвестиции в образование не одномоментно приводят к повышению его качества, это известный факт. Соответственно и полная оценка образовательных и социальных эффектов проекта модернизации общего образования, который осуществлялся в 2011, 2012 и 2013 годах, еще впереди, но уже сегодня можно заявить, что позитивные результаты проекта очевидны. Мы видим его влияние на школу и на общество в целом. Произошло значительное преодоление накапливавшихся десятилетиями инфраструктурных проблем нашей школы. Важно отметить, что это преодоление произошло не только за счет финансовых ресурсов, выделенных на проект, но и прежде всего за счет системы содержательных ориентиров и механизмов, выстроенных на предыдущих этапах нашей работы. Я имею в виду национальный приоритетный проект «Образование», инициативу «Наша новая школа», принятые федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, новый закон об образовании.
Позвольте начать с финансовой составляющей. Общий объем финансирования проекта из федерального бюджета за три года составил 120 млрд рублей, 20, 60 и 40 соответственно в 2011, 2012 и 2013 годах, региональное софинансирование — около 30 млрд рублей. Таким образом, только прямые инвестиции в проект составили около 150 млрд. Финансирование по проекту было предусмотрено по следующим направлениям: приобретение оборудования, приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся, пополнение фондов школьных библиотек, повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников, организация дистанционного обучения, проведение капитального и текущего ремонтов и реконструкция образовательных учреждений, осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.
Хочу обратить особое внимание на то, что главный акцент в проекте был сделан на сельские школы. При определении размера субсидии по субъектам Российской Федерации численность школьников в сельской местности учитывалась с удвоенным коэффициентом. В итоге около половины средств, почти 60 млрд рублей, из федерального бюджета направлено именно на поддержку сельских школ, хотя там обучается примерно 26% наших школьников — 3,5 млн из 13,5 млн обучающихся всего.
В начале реализации проекта МРСО перед нами стояло пять основных задач — это серьезное повышение зарплаты учителей; привлечение молодых учителей в систему общего образования; обеспечение инфраструктурных условий для введения новых федеральных образовательных стандартов; оптимизация сети образовательных организаций, создание базовых школ и филиалов; и, наконец, пятое — развитие в школах информационных технологий.
Мы отдавали себе отчет в масштабности и сложности этих задач, тем более что решение некоторых из них, например привлечение в систему образования молодых учителей, требовало не только финансирования, но и изменения такого фактора, как мировоззренческий, серьезного изменения отношения общества в целом к профессии педагога. Могу сегодня сказать, что все задачи проекта решены.
В начале реализации проекта средняя заработная плата учителей составляла 15,9 тыс. рублей, это было примерно 70% от средней заработной платы по экономике России. Сегодня заработная плата учителей превышает 28 тыс. рублей, это 95% от средней заработной платы в нашей стране. Таким образом, прирост заработной платы учителей за 2,5 года реализации проекта составил более 76%. Это действительно беспрецедентно высокие цифры.
Хочу отметить, что в 51 регионе России средняя заработная плата педагогов общего образования не только достигла, но и превысила среднюю по региону. Лучшие показатели здесь в пяти субъектах Российской Федерации: Хабаровский край — 113%, Тверская область, Ставропольский край, Кабардино-Балкария — по 111%, Ямало-Ненецкий автономный округ — 110%. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить глав этих регионов за внимание к учителям, к основному кадровому ресурсу системы образования.
Повышение заработной платы реально повысило общественный экономический статус учителей, изменило их социальное самочувствие, позволило привлечь в школу молодежь. Доля молодых учителей со стажем до пяти лет выросла с 8 до 13%. За два последних года число молодых учителей в школе увеличилось на 20 тыс., составило всего 80 тыс. Растет востребованность программ педагогического образования у абитуриентов вузов. Средний балл по результатам единого государственного экзамена тех, кто поступает именно на педагогические направления, в 2013 году вырос на 7%. Это рост, который превышает рост по всем другим направлениям и специальностям подготовки.
Мы очень серьезно продвинулись в обеспечении условий для реализации в школах новых современных федеральных государственных образовательных стандартов. Приведу несколько цифр, демонстрирующих количественные результаты проекта. Приобретено более 66 млн единиц учебной литературы, пополнен фонд более чем 94% школ. Осуществлены ремонты: текущий — более чем в 20 тыс. школ, капитальный — более чем в 9 тыс. школ. Почти 98% из числа общеобразовательных организаций, имеющих соответствующие технические возможности, в том числе почти 18 тыс. сельских школ (это две трети от их общего числа), оборудовано системами канализации и теплыми туалетами. Если в 2011 году в современных условиях обучались 8,3 млн школьников, то в 2013 году — 10,1 млн ребят. Это две трети от общей численности обучающихся. Таким образом, благодаря проекту были созданы современные условия обучения еще для 2 млн наших детей.
Приобретено оборудование — учебно-лабораторное, компьютерное, спортивное, медицинское, оборудование для школьных столовых. Все это существенно улучшило как условия обучения, так и организацию, и качество питания, обеспечило выполнение требований к санитарно-бытовым условиям обучения и охране здоровья учеников. 726 тыс. педагогов, в том числе все учителя начальной школы, повысили квалификацию, прошли профессиональную переподготовку для работы по новым образовательным стандартам. За три года почти половина педагогических работников, а это 486 тыс. человек, прошли аттестацию с получением или подтверждением первой и высшей квалификационной категории. Приобретено свыше 9 тыс. транспортных средств для подвоза детей, большинство, конечно, для сельских школ — 7,5 тыс. В результате все сельские базовые школы обеспечены транспортными средствами для подвоза детей.
Здесь важно отметить, что структурирование сети сельских школ, создание базовых школ (а это школы с наилучшими условиями обучения) сделало обучение доступным для всех детей из ближайших населенных пунктов, а старшеклассникам дополнительно предоставило возможность выбора индивидуальной образовательной траектории.
Модернизация образования невозможна без современных информационных технологий, и этот посыл был также одной из важнейших целей проекта. Хочу сообщить, что к концу реализации проекта, к концу 2013 года, более 98% школ имеют устойчивую интернет-связь, а почти в половине школ, ранее имевших Интернет, пропускная способность трафика значительно ускорена. Почти 30 тыс. школ обновили программное обеспечение, приобрели современные электронные образовательные ресурсы, благодаря этому мы на 40% увеличили количество школ, осуществляющих дистанционное обучение, и сегодня его используют более 70 тыс. школьников. Таким образом, доступность общего образования для всех детей выросла.
Особенно хочу отметить, что всем без исключения детям-инвалидам, которые учатся на дому, обеспечены условия для полноценного обучения в дистанционной форме. Мы также расширили условия для обучения одаренных детей, которые обучаются по индивидуальному плану, а также для сельских школьников, старшеклассников, которые желают в старшей школе получить профильное обучение.
Приведенные количественные и качественные показатели — это не просто цифры и факты исполнения проекта, это свидетельства реального инфраструктурного рывка в нашей школе и как следствие серьезного повышения уровня общего образования.
Главный результат проекта, таким образом, — это именно повышение качества обучения, качества условий образования, качества труда педагогов и качества учебных результатов школьников.
Обращаю особое внимание на то, что проект привел и к позитивным социальным изменениям. Повышение заработной платы учителям сделало возможной реализацию масштабной программы льготной ипотеки для молодых учителей. Если в 2012 году участников этой программы было всего 2,5 тыс., то в 2013 году — уже более 7 тыс.
Другим важным позитивным социальным следствием проекта стала модернизация социальной инфраструктуры села. Проект стал инструментом повышения качества жизни людей за счет развития сопутствующих сфер экономической занятости населения, распространения различных услуг. Кроме этого важно отметить, что в некоторых регионах уже сама удовлетворенность условиями обучения детей стала важной компонентой повышения качества жизни.
Еще один немаловажный фактор, ставший результатом проекта, — это активизация не только учебной, но и внеучебной работы школьников, коллективных, творческих и социально ориентированных дел, что в свою очередь повлекло за собой постановку и решение новой задачи — расширение воспитательной компоненты в работе наших школ.
Достижение позитивных системных эффектов в нашей системе образования подтверждают и международные сравнительные исследования качества образования. Так, в международном исследовании TIMSS, где проверяется компетенция обучающихся по предметам «Математика» и «Естественные науки», результаты российских школьников существенно превышают средние международные показатели. Например, в ходе последнего такого исследования в 2012 году Россия продемонстрировала максимальный среди всех стран рост результатов по математике в 8-м классе. Среди 42 стран-участниц (а участвуют все ведущие страны) мы занимаем по математике 6-е место, по естественным наукам — 7-е место. В другом исследовании PIRLS, где оценивается способность выпускников начальной школы читать и понимать тексты, мы в 2001 году занимали 12-е место из 35 стран (мы тогда только начали участвовать в этом исследовании), а в 2012 году — уже 2-е место среди 45 стран.
Серьезный прогресс, хотя пока недостаточный, продемонстрировали мы в результатах международного исследования PISA. Оно проверяет способность школьников использовать приобретенные компетенции во внеучебных ситуациях. Переход на новый современный образовательный стандарт основной и старшей школы поможет нам существенно продвинуться вперед и в этом направлении.
Позитивные изменения условий образования для наших детей, возникающая удовлетворенность этими изменениями в обществе подтверждается результатами последних опросов общественного мнения. По социологическим исследованиям, свыше 75% обучающихся и более 65% учителей высоко оценивают происходящие изменения, поддерживают их. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в декабре 2013 года, наши граждане довольны обеспеченностью школ современным оборудованием, предметными кабинетами, компьютерами, возможностью быть в курсе жизни школы посредством мобильной связи и Интернета. В целом 56% опрошенных поддерживают вектор развития, выбранный Министерством образования и науки, и полагают, что заявленные идеи и цели благоприятны для образования в России.
Несмотря на то что этап финансирования проекта по модернизации общего образования из средств федерального бюджета завершен, сам проект продолжается до 2020 года.
Несмотря на очевидные позитивные достижения, у нас есть и проблемы, связанные с все еще недостаточным соответствием школьной инфраструктуры для введения новых федеральных образовательных стандартов в основной и старшей школе. Эти проблемы являются особо острыми в связи с демографическими процессами, происходящими в России. В настоящее время растет потребность в дополнительных местах в школах. К 2020-2021 учебному году численность школьников возрастет еще примерно на 2,5 млн человек, притом что уже сейчас 10686 школ (а это почти четверть) вынуждены вести обучение в две, а иногда и в три смены. В таких условиях сегодня обучается свыше 1,8 млн детей, а обучение в две, тем более в три смены несовместимо с применением стандартов общего образования нового поколения.
Кроме того, в регионах сохраняются здания школ, спроектированные и построенные еще в середине прошлого века, иногда и существенно раньше. Естественно, они не отвечают возросшим требованиям к качеству обучения и целому ряду критериев комфорта и безопасности. На 1 января этого года 633 школьных здания находятся в аварийном состоянии и еще свыше 8 тыс. зданий требуют капитального ремонта. 5,4 тыс. зданий сельских школ все еще пока не соответствуют современным санитарным требованиям.
В связи с этим на следующих этапах реализации проекта мы будем уделять особое внимание решению следующих задач: первая — это модернизация инфраструктур общего образования, включая строительство и реконструкцию зданий школ в соответствии с требованиями к современным условиям обучения. Нам необходимо обеспечить функциональную гибкость помещений, позволяющую их использовать для разных видов деятельности и возрастов. Предстоит гарантировать не только удовлетворительный средний уровень инфраструктуры школ, но и достижение базового, то есть необходимого для новых стандартов уровня инфраструктуры в каждой российской школе.
Кроме того, для нас принципиально важно обеспечить неформальное и глубокое внедрение новых стандартов образования и нового стандарта профессиональной деятельности педагогов. Необходимо сформировать национальную систему оценки качества образования, сочетающую объективную внешнюю оценку с рефлексивными механизмами изменения в самой системе образования.
Наконец, необходимо обеспечить постоянное подтягивание инфраструктуры школ к новым стандартам и технологиям образования.
Источник «УГ» № 4 2014 год