Всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России» проводился в г. Ярославле, собрав в эти дни 500 одаренных школьников со всей России – победителей олимпиад, конкурсов в области научно-технического творчества и естественных наук, обладателей патентов и авторов изобретений — для совместного путешествия по миру самых актуальных и востребованных профессий.
Основные цели форума:
· Создание всероссийского резерва юных талантов
· Повышение интереса школьников к естественным и гуманитарным наукам, инженерному делу и техническому творчеству
· Создание возможностей для ранней профориентации — в соответствии с актуальными требованиями экономики
· Формирование механизмов поддержки талантливых детей, максимального раскрытия их творческого потенциала — в интересах развития страны
· Создание эффективных форм «социальных лифтов» для перспективной молодежи — с привлечением ведущих российских вузов и представителей бизнеса
Форум — это:
· Уникальная выставочная площадка работ юных изобретателей со всей страны.
· Марафон презентаций проектов и исследовательских работ талантливых школьников из разных регионов России
· Творческая лаборатория для обсуждения актуальных проблем современной науки и экономики — совместно с ведущими учеными и представителями реального бизнеса
· Обмен педагогическим опытом выявления и развития одаренных детей
Команду РС (Я) для очного участия в Ярославле представляли Афанасьев Вадим, «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением английского языка» Мирнинский район, 10 класс, победитель МИО «Звезда»; Жирков Кирилл, «Якутский городской лицей», 11 класс, призер ЗЭ ВСОШ по астрономии в 2017г., призер АТАО в 2016г.; Оконешников Артур, «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Н.О.Кривошапкина» (с углубленным изучением отдельных предметов) город Якутск, 9 класс, дипломант ОМОШ «Будущее Сибири», ВООШ по химии, победитель в VII Международной олимпиаде имени К.И. Сатпаева, в Казахстане; Пахомов Иван, «Октемский научно-образовательный центр» Хангаласский улус, 10 класс, дипломант НЧ JuniorSkills;
В городе Якутске дистанционная команда представлена в составе 9 учащихся СУНЦ и лицеев, среди которых Андреев Максим, СУНЦ СВФУ, 11 класс.
Проектные сессии для школьников организуются вокруг решения задач-кейсов, каждая из которых представляет собой адаптированный для работы со школьниками вариант настоящей задачи из профессиональной практики. Эти задачи предложены партнерами Форума – промышленными компаниями, научными институтами, институтами развития, малыми инновационными предприятиями, старт-апами и другими структурами.
За время работы Форума каждый школьник в составе организуемой на время решения задачи временной команды принимает участие в решении задач следующих типов:
Исследовательская задача, нацеленная на получение заранее не заданного результата – ответа на научный исследовательский вопрос;
Инженерная задача, нацеленная на получение оригинального решения, не задаваемого заранее, но имеющего жесткие требования к характеристикам создаваемого решения;
Задача на создание нового продукта и предполагающая выстраивание проекта бизнес-решения, например, проектирование стартапа, с оценкой этого решения силами экспертов.
Для команд были предложены следующие проекты:
Арктическая транспортная система «Северный морской путь»
Универсальные атомные ледоколы нового поколения
НБИКС-технологии для создания искусственного интеллекта
Интернет вещей на базе сетей 5G
Космический ракетный комплекс сверхтяжелого класса
Транспортно-энергетический модуль для освоения дальнего космоса
Коллайдер NICA
Центры аддитивных технологий (3D принтеры)
Проекты высокотехнологичной медицины
Телемедицинские проекты
Семейство ближне- и среднемагистральных самолетов МС-21
· Высокоскоростная железнодорожная линия Москва – Казань
Команде РС (Я) совместно с командой города Перми (выбор городов был определен организаторами в Ярославле) был задан кейс (задача) «Синтез концептуального облика инфраструктуры и перспективных средств доставки для освоения ближнего космоса» от Концерна ВКО «Алмаз-Антей». И в эти 3 дня команды в трех городах решают сложнейшую инженерную задачу в онлайн режиме через WEB видеоконференц связь (ВЕБ-ВКС) в специально оборудованной учебной мультимедийной аудитории, предоставленной СВФУ им. М.К. Аммосова при технической поддержке «Ростелеком» г. Якутска.
Внутри команды участники делятся на инженеров, пиарщиков и маркетологов. Участники смоделировали модель ракеты-носителя, запускаемой с грузом и людьми в Луну, определив технические характеристики, экономическую выгодность, экологическую безопасность, дальнейшее продвижение продукта. В ходе решения кейса участники рассчитали траекторию, стартовую массу ракеты, определили массы топлива и конструкции ракеты для каждой ступени (ракета имеет 3 ступени), коэффициент конструкции бака, и мн.другое. Инженеры-конструкторы концерна «Алмаз-Антей» перед началом практической работы проводят лекции и детально обсуждают ход решения задачи, проверяют правильность расчетов. В результате совместной работы очная команда 4 сентября должна защитить и рассказать решение кейса в Ярославле.
В ходе решения задач-кейсов и участия во всех других видах образовательной деятельности школьники будут получать рейтинговые баллы – от экспертов и представителей потенциальных работодателей.
По итогам работы Форума более 130 старшеклассников получили награды и ценные призы по результатам работы на Всероссийском форуме профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» от российских компаний — партнёров Форума, 14 школьников получили сертификаты на целевое обучение в вузах: госкорпорация «Ростех» направит школьников в МГТУ им. Баумана и в МИФИ, а компания РЖД гарантирует образование в железнодорожных вузах страны. Тридцать школьников получат дополнительные баллы при поступлении в Московский Политехнический университет. Председатель Оргкомитета Форума, полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Александр Беглов отметил, что участники Форума имеют возможность через портал Форума «ПроеКТОриЯ» определить свои способности и интересы, выбрать будущую профессию. Также Форум дает возможность представителям компаний найти талантливые кадры и уже на раннем этапе заключить с ними контракты.
Все участники команды из республики Саха (Якутия) получили сертификат, который прибавляет дополнительные 10 баллов к баллам ЕГЭ при поступлении в Северо-Восточный федеральный университет, оплату проезда на учебно-образовательное мероприятие в 2017-18 уч.г. от Министерства образования и науки РС (Я).