Минобрнауки России направляет перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению(далее – перечень).
Во исполнение указанного поручения Минобрнауки России с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Минкультуры России, Минрегиона России, Российской академии наук, Российской академии образования, а также заинтересованных общественных организаций подготовило сводный список предложений в перечень. Общий список предложений составил около 5 тыс. книг.
Для анализа поступивших предложений и формирования списка «100 книг» была сформирована экспертная рабочая группа по формированию предложений в перечень.
В состав рабочей группы вошли представители Российской академии наук, Российской академии образования, Минкультуры России, Минрегиона России, представители СМИ, общественных и религиозных организаций, учителя.
Кроме того, рассмотрение данного вопроса было организовано:
на международной научно-практической конференции «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности» (Санкт-Петербург, 22-26 апреля 2012 г.) (площадка по обсуждению списка «100 книг» с участием ведущих библиографов детской литературы, специалистов по педагогике и психологии чтения, детских и школьных библиотекарей);
на Всероссийской научно-практической конференции «Современный школьный учебник: качество и доступность» (Московская область, 28-31 мая 2012 г.) с представителями региональных органов управления образованием субъектов Российской Федерации и представителями региональных институтов повышения квалификации.
Общественное обсуждение сформированного списка книг состоялось:
с 31 июля по 7 августа 2012 г. на интернет-площадке, расположенной на сайте knig100.spbu.ru;
с 8 по 15 августа 2012 г. с участием известных деятелей культуры Российской Федерации, включая Общественный совет Министерства культуры Российской Федерации.
Обсуждение Перечня вызвало широкий общественный отклик, в том числе Российского книжного сообщества, СМИ («Российская газета», «Литературная газета», «Независимая газета», «Московский Комсомолец», телеканалы «Культура», «Россия -1», «rbktv», «spb24tv», радиостанции «Радио России», «Эхо Москвы», «Культура», «Христианское радио», «Бизнес – FM», «Радио «КП», «Вести FM», FRNK radio и др.), региональных изданий и СМИ, а также в социальных сетях Интернет.
По итогам работы с учетом мнения общественности и заинтересованных организаций сформирован итоговый список «100 книг» (прилагается).
Перечень может быть использован при организации внеклассной и внеурочной работы с обучающимися.
Образовательному учреждению необходимо осуществлять взаимодействие с родителями, формируя поддержку проекта в родительском сообществе.
Перечень «100 книг» может служить содержательной основой для разработки дополнительной образовательной программы, реализуемой в учреждениях общего и дополнительного образования за счет различных форм работы (книга на уроке, внеклассные события, самостоятельная работа школьника). Представляется важным возрождение и развитие в новых форматах студий, клубов, творческих объединений читателей и других проектов, направленных на поддержку и развитие детского, подросткового и молодежного чтения.
При этом важно обеспечить доступность всех произведений списка для читателей, в том числе использованием образовательных ресурсов сети Интернет, сформировать позитивный в молодежной среде имидж проекта «100 книг» и участия в нем.
Подробные рекомендации по работе с произведениями, включенными в перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» размещены на сайтах: http://www.openeducation.fondedu.ru/ иhttp://knig100.spbu.ru.
Приложение: на 3 л.
Н.В.Третьяк