Насколько у подростков развита профессиональная мотивация?

_4_1_1

Об этом рассказала Сергеева Марина Георгиевна, ведущий научный сотрудник Центра исследования непрерывного образования, доктор педагогических наук, в рамках своего доклада «Системность партнёрских отношений в непрерывном образовании».

27 января 2016

Доклад был подготовлен в Центре непрерывного образования «Института стратегии развития образования Российской академии образования» и представлен на Конгрессе руководителей образовательных учреждений регионов России и стран ЕАЭС в рамках секции «Социальное партнёрство в системе непрерывного образования».

«Исследования показывают, что в системе непрерывного образования партнёрство развито ещё слабо, поэтому многие выпускники школ поступают в профессиональные учебные заведения, не имея чёткого представления о выбранной профессии и зачастую выбор их случаен. В итоге слабая профессиональная мотивация становится причиной незанятости дипломированных специалистов. Основываясь на нашем исследовании, мы выделили 4 группы детей:

 14-16 лет. Именно в этом возрасте индивиды усваивают жизненные ценности, нормы поведения, поэтому нуждаются в профессиональной помощи в формировании у них устойчивых стереотипов.

16-18 лет. Детям необходима профессиональная ориентация, они готовы к выбору профессии, стремятся адаптироваться к жизненным реалиям, принимают рыночные отношения как объективные.

18-23 лет. Как правило, у них уже есть среднее образование, но зачастую (до 50%) специальность остаётся невостребованной.

Старше 23 лет. Молодые люди впервые выходят на рынок труда. Это, как правило, выпускники вузов, которые нацелены на интеллектуальный труд и предъявляют высокие требования и к работодателю, и к своей будущей профессии. А собственная успешная учёба не даёт никаких гарантий успешной карьеры. Следовательно, обесцениваются собственные достижения и школьно-социальный опыт, на основании которых можно строить образовательные и карьерные траектории.

У большинства старшеклассников преобладает промежуточный тип жизненных планов, то есть выбор профессии пока не сделан, но названа предпочтительная сфера деятельности. Профессия выбрана и сформирован конкретный жизненный опыт только у 47,3% одиннадцатиклассников и 41,2% девятиклассников.

Анализируя проблему профессионального самоопределения старшеклассников, мы получили данные, что около 50% молодёжи уверены в своих силах и стремятся к карьере, 40% молодых людей тоже задумываются о карьере, но только на уровне мечты, 10% школьников не уверены в своих силах.

 На это следует обратить внимание при формировании модели современного партнёрства в системе непрерывного профессионального образования».

Расшифровано с выступления «Системность партнёрских отношений в непрерывном образовании» М.Г. Сергеевой на Конгрессе руководителей образовательных учреждений регионов России и стран ЕАЭС.

Источник материала