Жизнь и творчество Солженицына

Урок 1.
"Жить не по лжи" (жизнь и творчество А.И. Солженицына)
Цель: познакомить школьников с А.И.Солженицыным.
Урок-лекция.
4 августа 2008 года в Москве не стало Александра Солженицына — писателя, публициста, историка и общественного деятеля. Он скончался на 90-ом году жизни в Москве. В последнее время сильно болел, однако продолжал работать над полным собранием своих произведений. В них уместилась вся его жизнь — война, 8 лет лагерей, изгнание и возвращение на родину.
Он мог умереть от рака: приговор-диагноз врачи вынесли в 1952 году, но после операции и лучевой терапии выздоровел. Был сослан с формулировкой “навечно”, но освободился и написал “трагическую историю о том, как сами русские уничтожили свое прошлое и свое будущее”.
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Его отец, Исаакий Семенович, происходил из зажиточных ставропольских крестьян, имевших в селе Сабля Ставропольского края тысячи десятин земли двадцать тысяч голов скота. В начале первой мировой войны добровольцем ушел на фронт, был награжден боевыми орденами. Его жизнь трагически оборвалась за полгода до рождения сына.
А.И.Солженицын мог бы появиться на свет в просторном и теплом дедовском доме, но помешала еще более страшная трагедия – революция. “Кровавый смерч пронесся по всей стране, не щадя ни “буржуев”, ни их детей. Уничтожались дворянские, помещичьи усадьбы, рушились памятники, шел сплошной, не виданный доселе грабеж.
Он уже учился в школе, учился по тем же учебникам, что и миллионы советских школьников, пионером пел “Эх, хорошо в стране Советской жить”, юношей читал “Как закалялась сталь”, конечно же, был комсомольцем и любил свою Родину. Блестяще одаренный, он одним из первых получил учрежденную в 1940 году Сталинскую стипендию. Его портрет был вывешен в здании ВУЗа. Александр Исаевич Солженицын был гордостью физико-математического факультета Ростовского Государственного Университета. Никто и никогда не видел его бездельничающим. Даже стоя на остановке в ожидании трамвая, он перебирал карточки, повторяя иностранные слова, историю. “Он и свидания мне назначал после десяти вечера, - вспоминает первая жена писателя, Наталья Алексеевна Решетовская, - дело в том, что университетская библиотека работала как раз до десяти!” Еще в 1939 году Александр Исаевич – а тогда просто Саня – писал ей из похода: “Самое драгоценное в нашей жизни – это время”. И он его не терял. Перейдя на четвертый курс, параллельно поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории, успешно продолжал учебу и там до рокового двадцать второго июня 1941 года. Кроме того, учился еще и на курсах английского языка. И уже писал.
В 1941 году будущего писателя призвали в армию, в 1942 – окончил артиллерийское училище в Костроме и с 1943 по 1945 год командовал на фронте артиллерийской батареей (как его отец в первую мировую, а веком раньше Лев Толстой).
От Орла до Восточной Пруссии прошел Солженицын, был награжден орденами Отечественной войны II-й степени и Красной Звезды. Подразделение его было лучшим в части по дисциплине и боевым действиям. В конце января 1945 года ему удалось вывести свою батарею из окружения.
Однако, вместо награды за подвиг – арест. Это произошло 9 февраля 1945 года. Поводом послужила переписка с другом, Николаем Виткевичем. Капитан Солженицын был арестован “из-за отслеженной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет”.
Освобождение Восточной Пруссии, дыхание близкой победы и вдруг… допросы, хождение по мукам в оцепленных колючей проволокой лагерях. “Архипелаг ГУЛАГ” - образно назвал Солженицын интенсивную хозяйственную деятельность Советской лагерной системы. “Целые дивизии сельских и городских жителей были отправлены возделывать острова ГУЛАГа, вместо вымерших там туземцев”.
Восемь лет лагерей. Сначала в Новом Иерусалиме под Москвой, затем в столице на строительстве жилого дома, после направлен в “шарашку” (закрытый научно-исследовательский институт, где работали заключенные) в Марфино, тоже под Москвой.
Вначале Александр Солженицын отбывал свое наказание в нескольких исправительных колониях смешанных типов. В 1950 году был переведен в "специальные лагеря", недавно построенные и предназначенные для политических заключенных. В одном из таких лагерей, в казахстанском городе Экибастузе работал шахтером, строителем и металлоплавщиком. Там у него появилась опухоль, которую прооперировали, но сама болезнь не была излечена (рак установили позднее). Через месяц срок заканчивался, когда без какого-либо суда и даже "резолюции ", пришло административное решение, по которому Солженицына не только не отпустили, но отправили на пожизненное заключение в южный Казахстан. Такая мера являлась довольно обычной в то время.
В 1949 году на общих работах в Экибастузском лагере, что в Павлодарской области Казахстана. Этот лагерь он описал потом в повести “Один день Ивана Денисовича”, а Марфинскую “шарашку” - в романе “В круге первом”.
Я бы наверное не выжил в лагерях, если бы меня как математика не перевели в шарашку, где я провел 4 года; позже, уже в ссылке, мне было разрешено преподавать математику и физику, что облегчило мое существование и позволило писать. Позднее, правда, мне удалось поступить на факультет литературы, с 1939 по 1941 годы вместе с обучением физике и математике, я учился заочно в Институте философии, литературы и истории в Москве.
Судьба словно хранила его. Быть может, для того, чтобы, как он сам однажды сформулировал, “стать памятью, памятью народа, который постигла большая беда”. Не стало человека, который для многих россиян был олицетворением того, что правда - всегда больше страха.
6 февраля 1956 года Верховный Суд СССР освободил Солженицына от ссылки, а в 1957 году полностью реабилитировал.
“Лагеря его не сломали, когда я впервые его увидела после шестилетней разлуки, меня больше всего поразило то, что он не изменился, остался прежним Саней…, не ожесточился, наоборот, стал как-то еще добрее относиться к людям”.
4 августа 1956 года подписан приказ № 64 о назначении в Мизиновскую среднюю школу Курловского района Владимирской области Солженицына Александра Исаевича учителем математики.
Высокий, молодой, крепкого сложения. А то, что за плечами годы лагерей в 1956 году никого не удивляло. “Летом… из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию”. Измученная лагерным адом душа хотела уединения, тишины, когда можно будет “… ночами слушать, как ветви шуршат по крыше – когда ниоткуда не слышно радио и все в мире молчит”.
О жизни писателя в недолгий мезиновский период можно узнать по рассказу “Матренин двор” и по фотографиям, сохранившимся в архиве Решетовской Н.А. Уникальный снимок – уголок интерьера в доме: раскладушка у окна, еще у одного стол, тусклое зеркало в простенке, на приемнике портрет Льва Толстого.
Эти полгода были периодом интенсивного труда. Возможно переносились на бумагу сочиненные еще в лагерях пьесы “Пир победителей”, “Республика труда”, “Декабристы”. Продолжалась работа над начатым еще в юности романом “Люби революцию”, впоследствии разросшимся в цикл “Красное колесо”.
А бывшие ученики вспоминают увлекательные и необычные уроки математики, завуч рассказывает об огромной тетради, исписанной задачами, своеобразной рукописной энциклопедии. В памяти коллег Солженицын остался как необычайно доброжелательный и глубоко образованный человек.
В 1957 году он поселился в Рязани. В конце 50-х начале 60-х годов пишет роман, пишет и публикует несколько рассказов.
1955-58 гг. – написан роман “В круге первом”
1956 год – рассказ “Захар Калита”
1958-59 гг. – Крохотки. Печатает по еженедельникам.
1958 год – начато “Художественное исследование” Архипелаг ГУЛАГ.
1959 год – написан киносценарий “Знают истину танки”.
1959 год – написан “Матренин двор”, опубликован в 1963 году.
1962 год – “Новый мир” печатает “Один день Ивана Денисовича”.
Вслед за публикацией принят в ССП.
“Литературное чудо!” – называет писателя К.И. Чуковский. “Рязанский учитель физики – новый Толстой в литературе” – пишут газеты. Поражает и “то, о чем написано, и то, как написано, ничего подобного читать не приходилось”.
Главный редактор и члены редколлегии “Нового мира” прочли повесть с восторгом. Немаловажным было и то, что публикация состоялась с одобрения Н.С. Хрущева, вопреки сопротивлению сталинистов.
Дальнейшее восхождение Солженицына к вершинам советской литературы было прервано падением Хрущева, обыском, в ходе которого КГБ изъяло архив писателя, содержавший “криминальные” произведения. Попытки Твардовского и других доброжелателей из руководства Союза писателей добиться публикации романов не удались, они ушли в “самиздат” и “тамиздат”, пополнив золотой фонд русской неподцензурной беллетристики.
В 1956 год – органами Государственной безопасности захвачены романы “В круге первом” и “Раковый корпус”, уже разошедшиеся в машинописных экземплярах. /К.И. Чуковский укрыл в переделкинском доме “предателя”.
1966 год – написан “Архипелаг ГУЛАГ” - художественное исследование.
1966 год – с этого года Солженицына не печатали два десятилетия.
1967 год – один против 30 секретарей ЦК
“Давно должно было прийти, такое русское, и вот пришло! Если бы вы видели как он держался на секретариате, с каким достоинством!” (Твардовский).
1967 год, 16 мая – Письмо IV Всесоюзному съезду советских писателей.
“… Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу… всего лишь косметика”.
1968 год – На Западе опубликованы “В круге первом” и “Раковый корпус”.
1969 год, 12 ноября – Сообщение Секретариата Правления Союза писателей СССР (Литературная газета).
Заседание, посвященное задачам усиления идейно-воспитательной работы; “… поведение Солженицына носит антиобщественный характер и в корне противоречит принципам и задачам… исключить…”.
На самом деле его исключили за неприятие метода социалистического реализма, который требовал видеть не столько действительность, сколько безупречное “учение” о ней. Нетрудно сравнить “Кубанские казаки”, “Волга-Волга”, “Веселые ребята” и “Раковый корпус”, “В круге первом”, “Архипелаг ГУЛАГ”. Миф о монолитности и идейной сплоченности советского общества явно развеивается. Так нельзя было даже думать, не только писать. Но думали и писали многие. Инакомыслие и сопротивление несвободе никогда не исчезало в СССР полностью “Потаенная литература”, “Союз патриотов России” (истфак МГУ), “самиздатские” журналы “Варианты”, “Социализм и будущее”, “Поиски”, сборник “Вехи”, “Лианозовская коммуна”, диссидентское движение и т.д. Сопротивление и неприятие авторитаризма проявлялось в самых различных формах. Свобода личности – высшее достижение человеческого духа и культуры и нуждается в постоянной защите.
1969 год – ответил на исключение из ССП письмом, в котором выразил протест против тайного исключения. Письмо грохнуло громовым раскатом. Привело в ярость, ужаснуло, смутило. Слишком резок был свет, ударивший в глаза.
1970 год – стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В советской печати это вызвало целую бурю возмущения.
1970-е годы – сборник статей “Из-под глыб”. Публицистика (“Самиздат”).
1970 год – “Жить не по лжи”. Текст Нобелевской лекции: “…всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!... Писателям и художникам доступно большее: победить ложь!”
1970 год – “Эпоха неупоминаний” по определению Л.К.Чуковской.
1971 год – в Париже вышел роман “Август Четырнадцатого” - первый из эпопеи “Красное колесо” (предыстория революции 1917 года).
1971 год – “Письмо, адресованное всем”, написанное к 9 дню кончины поэта А.Т.Твардовского.
1973 год – при обыске КГБ захвачена рукопись “Архипелага ГУЛАГ”.
1973 год, декабрь – вышел первый том “Архипелага ГУЛАГ”
“Я не выражаю им (227 товарищам по лагерям, давшим материалы) здесь личной благодарности: это наш общий дружный памятник всем замученным и убитым”.
“Архипелаг ГУЛАГ” был переведен на основные европейские языки рассеял иллюзии насчет советского прошлого. “Злобный лжец”, “Литературный власовец”, “Позорная судьба предателя” и т.п. – заголовки обличительных статей, направленных против Солженицына.
1973 год – Учрежден Фонд помощи политическим заключенным и их семьям, куда переданы все мировые гонорары за “Архипелаг ГУЛАГ”.
1973 год – “Письмо вождям Советского Союза”, альтернативный вариант будущего России, экстенсивное развитие страны за счет освоения Сибири и переход от тоталитарного строя к авторитарному при отказе от марксизма как господствующей идеологии.
1974 год, 13 февраля – арестован и насильно выслан во Франкфурт-на-Майне.
После короткого пребывания у Генриха Белля перебрался в Цюрих.
1975 год, апрель – вышли литературные мемуары “Бодался теленок с дубом”.
1976 год – житель штата Вермонт, города Кавендиш.
1980-е годы – Солженицына не клеймили, но уже молчали, молчал и он в ответ на политику Горбачева. Почти что полная изоляция.
1982 год – статья “Наши плюралисты”. Высказывания, которые сочтены реакционными и западной общественностью и большей частью русской эмиграции: наказывать за пропаганду коммунизма; воспитывать патриотическое сознание у молодежи; запретить порнографию; усилить сексуальный контроль; искоренить наркотики; ограничить вмешательство общественного мнения в дела правительства …

“Я себя никак не считаю эмигрантом и надеюсь долго удержать это ощущение. Физически я выброшен с Родины, но своей работой остаюсь повседневно и навсегда связан с нею”.
1988 год – Солженицыну вернули советское гражданство.
1990 год – год Солженицына в России. Журналы публикуют, издательства – печатают. Выпущены практически все художественные произведения писателя.
1990 год – Верховный Совет СССР обсуждает брошюру Солженицына “Как нам обустроить Россию”.
1994 год – в мае вернулся в страну, проехал от Владивостока до Москвы.
Первоначально новая власть (Ельцин) дала возможность вести цикл передач на телевидении, но его критика власти в вопросах приватизации, коррупции, войны в Чечне свели интерес правительства к писателю на нет.

В декабре 1998 года, со сцены театра на Таганке в день своего 80-летия писатель публично отказался от ордена Андрея Первозванного. Какова дальнейшая судьба этой высшей награды России? Принял ли её кто-то из близких писателя ещё при его жизни. Если нет, примет ли сейчас или она по-прежнему хранится в наградном отделе и А.И. считается ею награждённым как бы де-юре, а вот де-факто....?
Л.И.Сараскина. Я была свидетелем этой сцены — когда 11 декабря 1998, в свой восьмидесятилетний юбилей, после спектакля Юрия Петровича Любимова "Шарашка", стоя рядом с ним на сцене, Александр Исаеваич отказался от Ордена. Помню его лицо в тот момент и оцепенение зала. Эту сцену я описала в своей книге. Насколько мне известно, пока вопрос о принятии или непринятии этого Ордена никем не поднимался. "Может быть, через немалое-немалое время, когда Россия выберется из своих невылазных бед, мои сыновья примут награду за меня", — сказал тогда Солженицын.
“Жить не по лжи” призывает он, вернувшись домой. Он отправляется в путешествие по родной стране, общается с людьми и снова обращается к власти.
Он требует, именно требует, а не просит, обратить внимание чиновников на положение народа, не призывая народ к радикальным мерам.
Таков нелегкий жизненный путь писателя. Его творчество возвращается на Родину.
Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.
Каждый из нас рождается с задатками, сказал писатель в одном из последних интервью. Совсем иначе воспринимается эта мысль из уст человека, писавшего историю и ставшего историей при жизни. “Задача человека за свою жизнь – не извратить задатки, не повредить, а напротив сколько-то увеличить”, — считал Александр Исаевич Солженицын, истинный патриот и гражданин своей Родины.
Презентация
Библиография
1. Соловьев А.В., Новокубанск. Историко-краеведческий альбом. 1867-1997, Кург., 97
2. Солженицын А.И. Август Четырнадцатого, Роман-газета, 1991, № 23-24
3. Из истории образования КубНИИТиМ, г.Новокубанск,1994 г.
4. История России. ХХ век. Москва, “Аванта”, 2001 г.
5. История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР. Мосгорархив, М. 2002 г.
6. Ричард Темпест. “Герой как свидетель. Мифопоэтика Александра Солженицына”. “Звезда”, Ленинград, 1989 г. № 2
7. С. Залыгин “Год Солженицына”. “Новый мир” № 1, Москва, “Известия”1990 г.
8. А. Латынина Солженицын и мы. “Новый мир” № 1, М., “Известия”,1990
9. Солженицын А. Нобелевская лекция. “Новый мир” № 7, М., “Известия”. 1989 г.
10. Д.Н. Мурин “Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына”, с.103. Литература в школе № 8, М., 1991 г.
11. В.П. Муромский “Из истории литературной полемики вокруг А.И. Солженицына”. Литература в школе, № 3, М., 1994 г.
12. Ю.М. Кравченко “Александр Исаевич Солженицын”. Литература в школе, № 10, М., 1989 г.
13. Н.Д. Солженицына “Преображающая сила любви”. “Решение”, № 7, М., 2004 год.
14. Лалакин “Владимирская страница Солженицына”. Литература в школе, № 3, 1994 год
15. Г. Митин “Реквием по гению”. Новые рассказы А.Солженицына. Литература в школе, № 1, 1996 г.


Урок 2.
"Жить не по лжи".
Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

Цели урока:
• обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина;
• побуждение задуматься, так ли мы живём.
Задачи:
• доказать, что рассказы Солженицына – размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе;
• расширить у учащихся знания произведений современной литературы;
• обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;
• воспитывать честность.
Оборудование:
Портрет писателя, выставка его книг, магнитофон, аудиозапись песни А.Морозова и А.Поперечного “Малиновый звон”, компьютер.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: классно-урочная, урок-размышление.
Место проведения урока: компьютерный класс.
Предварительная подготовка учащихся:
• 1 учащийся готовит ответ на вопрос «Кого можно считать нравственным человеком»?
• 2 учащийся ищет по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни,
• 3 учащийся читает статью Солженицына “Жить не по лжи!”
Оформление доски: запись темы, эпиграфов.
Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. (Ф.Искандер.)
У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. (А.И.Солженицын)
Солженицын больше, чем какой – либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит (С.Залыгин)
Ход урока
I. Оргмомент
II. Слово учителя.
Долгие годы наша страна жила при тоталитарном режиме. И люди воспринимали это как обычное явление, так как существовать в условиях командно-административной системы их приучали с раннего детства. И только в последние десятилетия стало ясно, что нельзя скрывать темные пятна в истории нашего народа. Возвращенное в недавнем прошлом из литературного небытия имя Александра Исаевича Солженицына,писателя, публициста, гражданина, лауреата Нобелевской премии в области литературы, на устах у всех россиян,его произведения читаются и перечитываются,экранизируются, обсуждаются на уроках. Историю переписать нельзя. А знать ее надо. И поможет нам в этом писатель А.И. Солженицын.
Произведения многих писателей и поэтов ХХ века проникнуты болью о России, пережившей множество “исторических переломных моментов”. Взаимосвязь социальных и нравственных проблем, а в частности влияние общественных условий на развитие национального сознания и характера прослеживается в творчестве А.Блока, А.Куприна, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Ф.Шукшина, В.Астафьева, В.Распутина и т.д.
Правда о жизни России и ее народа, правда и жизни русской деревни прорывается неумолимо к читательским сердцам и в произведениях А.И. Солженицына. Судьба самого автора является “книгой жизни” его страны, соотечественников.
Исследователи считают, что современная “деревенская проза” начинается именно с рассказа А.И.Солженицына “Матренин двор”.
О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным” произведением. “Рассказ талантлив”, “ рассказ правдив”, – отмечалось в критике. Его рассказ о судьбе простой крестьянки исполнен глубокого сочувствия, сострадания, человечности. Каждый эпизод “по-своему щемит душу, по-своему ранит, по-своему восхищает”.
III. Формулирование темы урока с учащимися
Слово учителя.
Изначально автор назвал свое произведение “Не стоит село без праведника”. Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название - мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века.
Рассказ “Матренин двор” – один из интереснейших произведений Солженицына. Как замечал сам автор, этот рассказ “полностью автобиографичен и достоверен”. Прототип главной героини – знакомая Солженицына, владимирская крестьянка Матрёна Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Повествование ведётся от первого лица – Игнатича.
Как трактовать образ главной героини, простой сельской труженицы Матрёны? С одной стороны, её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей, с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть.
Так кто же она, Матрёна, – жертва или святая? На это вопрос мы с вами и попытаемся ответить. Через трагическое событие – гибель героини – автор приходит к глубокому пониманию её личности. Трагической судьбе Матрёны и будет посвящена основная часть нашей работы.
IV. Проверка индивидуальной работы учащихся
1.Сообщение 1-го учащегося на тему “Кого можно считать нравственным человеком?”
После сообщения в тетрадях учащихся появляется такая запись:
Нравственным можно считать человека:
1. С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других)
2. Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.
3. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег.
4. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу.
5. Неравнодушного к чужой беде и страданиям.
6. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на “больные” вопросы.

2. Сообщение 2-го ученика: лексическое значение слов совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни.
Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение.
Учитель: Совпадает ли определение совести с высказыванием Ф.Искандера, данного в эпиграфе к уроку?
Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды.
Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. (Словарь русского языка” С.И.Ожегова 1987г.)
Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями
V. Анализ рассказа по вопросам, помогающим выяснить нравственные законы, по которым жила главная героиня рассказа.
3. Вопросы для обсуждения:
• Почему же трагична жизнь русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой?
“Есть такие прирожденные ангелы, - писал в статье “Раскаяние и самоограничение” писатель, характеризуя Матрену,- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, ни сколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности ? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали тем же, они располагают, и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”.
В невозможности соотнесения праведности, т.е. жизни не по лжи, и “обреченной глубины” советской реальности и скрывается трагизм жизни “простого человека”.
• Какими мучениями и заботами жила Матрена в новое время (середина 50-х годов)?
Проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Но и с трудом начисленные 80 рублей после денежной реформы 1961 года стали бы “не деньги, а слезы”! Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она вынуждена брать его тайком. “В день 6 раз по 2 пуда торфу, да километра за три”…
Сена не накосить - на колхозной земле нельзя, а другой просто нет; огороды всем инвалидам обрезали. Не было права и уехать - нет паспортов.
• Как раскрывается характер героини в этой “обреченной глубине”?
• В чем она видела смысл своей жизни?
По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…” Единственные ее ценности – грязно-белая коза, колченогая кошка, да фикусы, заполняющие “одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”.
Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: “Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала”… Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой. И любовь была в ее жизни. “Совсем по-новому увидел Матрену” Игнатич, когда слушал рассказ о самом светлом мгновении ее жизни. “Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором”.
Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.
Где-то в глубине сердца как жизненную боль пронесла через годы Матрена свою любовь.
• Что в нравах соседей, родственников Матрены удивляет и отталкивает автора? Как проявляется его порицание? Какие свойства деревенских жителей открывает Игнатич после смерти Матрены?
Все окружающие Матрену люди: сестры, золовка, деверь, приемная дочь Кира, Фаддей – нещадно пользуются ее добротой и простодушием. Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны. Они способны только на осуждение. Картины разрушения избы из-за “горницы”, страшная гибель людей во мраке на железной дороге, “страшные” сцены поминок – все эти непредсказуемые события усиливают трагизм не только жизни Матрены, но и ее смерти. Оказалось, что и после смерти ей нет покоя: кому-то что-то должна и перед всеми виновата.
Невостребованными остались лишь ее лучшие качества (и в своей деревне, и в родном государстве): отзывчивость, сердечность, сострадание к ближнему, бескорыстие. Бесчеловечная система не нуждается в таких людях, а значит, что-то сместилось в представлении о нравственности за годы советской власти, что-то изменилось в отношениях между людьми и в понимании ими совести, правды, труда.

4. Работа над образом Матрены:
• Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?
Развернутого портрета героини в рассказе мы не найдем. Матрена наделена неброской внешностью: “улыбка ее кругловатого лица”, “простодушно глядя блекло - голубыми глазами”, “…в неярких ее глазах”. Автору важно другое: внутренний свет в ее глазах и “лучезарная улыбка” Из главы в главу повторяется одна деталь - улыбка: “улыбалась чему-то”, “просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой” Солженицын заявляет прямо: “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью”
• Нарисовать словесный портрет Матрёны. Обратить внимание на фотографию Матрёны, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрёне с этим изображением её на снимке?
• Найти художественные детали, важные для понимания главной героини. Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?
(“Но её лоб недолго оставался омрачённым…” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)
• Какой предстаёт Матрёна в системе других образов рассказа?
(Мир тальновцев – это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности. Эти качества разъедают душу человека, разобщают людей. Солженицын, отвечая на вопрос, от чего все беды страны сейчас, сказал – ото лжи.)
• Каковы причины гибели Матрёны?
• Прав ли Александр Исаевич, назвав свою героиню праведником?
Давайте обратимся к определению этого слова в словаре.
Но Матрёна ворует торф. Согласуется ли это с понятиями нравственности?
(Солженицын даёт понять: народ вынужден поступать так. Безнравственна та социальная атмосфера, в которой оказывается Матрёна. Она вынуждена была приносить торф, чтобы выжить. Религиозный философ Розанов писал: “ Праведники наибольшие суть те, которые согрешили и оплакали свои грехи…”)
• Какова позиция автора в этом рассказе? (Сообщение учащегося по статье “Жить не по лжи!” Автор по-разному выражает своё отношение к Матрёне и происходящим событиям: здесь и скрытая авторская характеристика, и система образов и “краски” повествования. И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого).
VI. Подведение итогов размышлений учащихся
• Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?
(“Не стоит село без праведника”- здесь главным словом является “праведник”, что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)
Село- символ нравственной жизни.
• Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти?
“Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти отдать в наследство Кире..” Фаддей “наставительно говорил с Матреной и требовал, чтобы она отдала горницу теперь же при жизни.” “Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться …”Вскоре сдалась. “…жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей”. Но по-другому она поступить не может, ибо, в противном случае, это была бы уже не Матрена, а другой совсем человек.
Почти единственным союзником Матрены Васильевны остается природа. В тот день, когда бревна от разрушенной горницы нужно было везти в Черусти, началась метель: “Она крутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами”. Затем внезапно потеплело, и раскисший снег вновь сделал дорогу неприступной. “Две недели не давалась трактору разломанная горница ! Эти две недели ходила Матрена как потерянная” И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома.
• Что же погубило ее?
Людская жадность, халатность, корысть, алчность. Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. “Нет Матрены. Убит родной человек”
• Какими в рассказе предстали перед нами Фаддей Миронович, родня Матрены? Как проявляется их нравственная позиция в эпизодах, связанных со смертью главной героини?
Рисуя портрет Фаддея, автор несколько раз повторяет эпитет “черный”, противопоставляя его облик светоносности Матрены. Человек, чья жизнь тоже была по - своему изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены затаил на судьбу и на людей злобу. И если Матрену работа просветляла, Фаддея и его подельников, наоборот, ожесточала. “Все работали как безумные ….в ожесточении. Кричали друг на друга, спорили. …С жестоким лицом вышел тракторист…”. “Глаза …деловито поблескивали”, “ловко лазил”, “живо суетился”. Корысть, жадность заставляют его рушить дом Матрены. И даже накануне похорон Матрены, тогда, когда “дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда - то”, Фаддей думал лишь о том, чтобы “спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер”На похоронах родственники Матрены (ее сестры и золовки) - даже в ритуальных плачах - ведут соперничество за скудное наследство, обвиняют друг друга, пекутся о бренном, а не о вечном. Похоронный плач у них ненастоящий, “подменный”: “в смерти мы ее не виноваты, а насчет избы еще поговорим” На поминках о самой Матрене никто не говорит. Типичность подобной нравственной позиции подтверждает и подруга Матрены Маша, которая хоть и искренне поплакала над умершей, но не забыла, однако, прихватить обещанную ей “вязаночку”, “ что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше”, - замечает писатель.
Гибнет Матрёна – рушится мир духовности, добра, милосердия. И некому защитить двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

• Что объединяет героиню и рассказчика?
Между рассказчиком и Матреной обнаруживается духовная близость, устанавливаются доверительные отношения, основанные на самоуважении. Это объясняется тем, что у героев много общего. Они оба одиноки. Игнатич говорит о себе, что “ни в одной точке ее (России) никто меня не ждал”, одинока и потерявшая на войне мужа, оставшаяся без детей, чужая родне Матрена. “Здесь мне было тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать” Игнатич и Матрена равнодушны к бытовым условиям, им чужд дух накопительства, они привыкли довольствоваться малым. “Так привыкла Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?” Матрена неприхотлива к еде, она привыкла довольствоваться самым малым. Ее, как и героя, жизнь научила “не в еде находить смысл повседневного существования”. Оба они люди, привыкшие трудиться, чуждые лени и праздности.

Вывод: Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой. Именно стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.
VII. Рефлексия методом синквейна.
Ребята, вспомните, чем мы занимались на уроке и запишите в последовательности.
VIII. Итог урока
Давайте вернёмся к высказыванию С.Залыгина и ответим на вопрос: “Кто же мы, и что с нами происходит?”
(Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда и нелепо-трагический конец рассказа. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. На таких, как Матрёна, держится ещё вся деревня и вся русская земля.)

Рассказ “Матренин двор” раскрывает путь к изучению душевного и духовного разлада в русском человеке, а также причины нравственного и вместе с тем социального распада в русской деревне. В “черных” образах, окружающих праведницу Матрену, проявился тот страшный процесс деградации, о котором по отношению к героям Шукшина напишет В.Ф.Горн: “… неслышно выгорает душа”.
И все же писатель надеялся на силу слова, художественного изображения, а может, и русскому сознанию вообще. Вера в возрождение национального характера и духа звучат в словах Ю.И.Мальцева: “Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории? Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь мир перетянет.
Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича. Поэтому несколько оптимистично звучание трагической концовки рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. Нравственная позиция рассказчика, сумевшего проникнуться душевной добротой и народной мудростью, позволяет читателю предположить в нем праведничество. Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости. Видимо, с этими надеждами было связано первоначальное название рассказа - “Не стоит село без праведника”.

IX. Задание на дом
Вспомнить образ некрасовской Матрёны Тимофеевны и сопоставить его с героиней Солженицына.
Литература
Архипов Д.Н. и др. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.
Василенко Е. Душа и судьба человека в рассказе “Матрёнин двор” // Литература. 2003. № 23.
Волков С. Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.
Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына “Матрёнин двор” // Русская словесность. 1997. № 3.
Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература ХVII 55-ХХ веков. М., 2002. С. 916-917.
Жигалова М.П. Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.
Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361-383.
Локтионова Н. Не стоит село без праведника // Литература в школе. 1994. № 3. С. 33-37.
Максидонова Л.Г. Русская литература XX века. Вторая половина. 11-й класс // Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2002.
Нянковский М.А. Уроки литературы в 11-м классе. Развёрнутое планирование.
Нива Ж. Солженицын. М.: Художественная литература, 1992.
Попова Е.В. Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. 2003. № 7. С. 22.
Потолков Ю. Прощание с Матрёной // Литература. 1998. № 28.
Семенюк А. Г. Судьба, принесённая в жертву... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 37-39.
Симакова Л. А. Душа неподвластна... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 35-37.
Чалмаев В. А. А.Солженицын. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84-87.


Портфолио

Кычкиной Антонины Анатольевны, СОШ №5