Сегодня исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося сына якутского народа Платона Алексеевича Ойунского

Oyunskiy-Sleptsov_P.A

 

Источник http://www.olonkho.info/ru/

Первый директор Института языка и культуры при СНК ЯАССР, кандидат лингвистических наук, член правления Союза писателей СССР, председатель правления Якутского отделения Союза писателей СССР, основоположник якутской советской литературы, ученый, видный государственный и общественный деятель. Родился в III Жехсогонском наслеге Таттинского улуса Якутской области.

Начало революционной и литературной деятельности относится к марту 1917 г., когда ПА.Ойунский вместе с М.К.Аммосовым организовал Союз чернорабочих-якутов. В 1917—1918 гг. учился в Томском учительском институте, в 1918—1922 гг. участвовал в борьбе за установление советской власти в Якутии, в 1922 г. — председатель СНК ЯАССР, затем — председатель ЯЦИК. Член ЦИК СССР II и III созывов, делегат X съезда РКП (б), XI Всероссийского, II Всесоюзного съездов Советов и I Всесоюзного съезда советских писателей, где был избран членом правления Союза писателей СССР. На I Всеякутской конференции советских писателей (1934 г.) избран председателем правления Якутского отделения Союза писателей СССР.

В 1935 г. в Институте национальностей при ЦИК СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата лингвистических наук и стал директором созданного по его инициативе Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК Якутской АССР В декабре 1937 г. избран депутатом Верховного Совета Союза ССР, в начале 1938 г. был необоснованно арестован и 31 октября 1939 г. умер в якутской тюрьме. Реабилитирован в декабре 1955 г. За короткий период деятельности на посту директора (2,5 года) П.А.Ойунский сумел провести значительную работу по научно-организационному становлению института. Было создано три сектора: языка и письменности, литературы и искусства, народного образования и истории. Штат состоял из 8 человек, и к научным исследованиям привлекались ученые из Москвы, Ленинграда и других городов. Большое внимание он уделял сбору и накоплению фольклорного, лингвистического, исторического, археологического материала, а также изданию научных трудов, перед правительством ставил вопрос о строительстве здания института. П редакцией П.А.Ойунского вышли первые научные работы института: Заболоцкий Н.М. «Якутская литература: Очерки». (М Якутск, 1937); Боло С.И. «Прошлое якутов до прихода русских на Лену» (М.; Якутск, 1938); «Сб. тр. Научно-исследовательского ин статута языка и культуры при СНК ЯАССР» (Вып. 1. — М. Якутск, 1937).

П.А.Ойунский изучал историю не только Якутии, но и России и многих народов мира. В историко-этнографической статье «Якутская сказка (олонхо), её сюжет и содержание» (Ойунский П.А. Избр. произведения. — Якутск, 1975. — Т. 2. — С. 29 использовались принципы исторической школы эпосоведения Рассматривались проблемы происхождения народа саха, их общественного строя, социальных отношений, религиозных и мифологических представлений. По Ойунскому, предки якутов обитали восточнее Аральского моря, откуда их вытеснили джунгары. Переселенцы вышли к озеру Байкал, где встретились с монгольскими, бурятскими и тунгусскими племенами. В эпоху Чингизхана предки народа саха переселились в бассейн средней Лены. К при ходу русских землепроходцев у них формировались феодальные отношения. В работе «О теории якутского стихосложения» (1928 г.) на основе русского классического стиха и революционных массовых песен создал научную теорию якутского стихосложения. Впервые использовал силлабическую систему и развитую рифму в якутской поэзии, т.е. заложил основу для новых форм стихосложения.

В поэме «Красный шаман» выдвигалась проблема личности. Главный герой боролся с Орос Баем, кредо которого — человек это «пылинка смехотворная в руках у смерти, у судьбы, у вечности». Подчеркивалась жажда деятельности Красного шамана как полновластного хозяина, не признававшего над собой и народом диктата богачей и законов. Но победа Красного шамана над Орос Баем не привела к освобождению народа от рабства, ибо в борьбе со злом использовались силы зла. «Красный шаман» — это плод глубоких размышлений поэта о путях развития человеческой цивилизации, об использовании революционных насильственных способов в разрешении человеческих проблем. Через сюжеты легенд и преданий автор рассмотрел общечеловеческие проблемы. В повести «Александр Македонский» изображалась глубокая пропасть, возникшая между двумя жизненны ми установками: великого полководца и ученого Аристотеля, который изрек: «Твоя дорога — кровь, моя — познание и победа разума». В произведении «Великий Кудангса» ставился философский вопрос оправданности насилия в ходе освобождения народа. Рассматривались взаимоотношения человека и природы, последствия вмешательства людей в окружающую среду. П.А.Ойунский воссоздал героический эпос — олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», оказавшее огромное влияние на зарождение и развитие литературы и ставшее ныне достоянием рос-сийского и мирового читателя. По его мнению, «олонхо определило мировоззрение древнего якута, оно же освещает нам и весь древний период жизни якута, его доисторию».

Диссертация П.А.Ойунского «Якутский язык и пути его развития» была опубликована в качестве введения к «Русско-якутскому термино-орфографическому словарю», составленному при участии С.П.Харитонова и Г.С.Тарского (М., 1935). В ней разрабатывались вопросы якутской орфографии и терминологии, ставились задачи языкового строительства в республике, расширения общественных и культурных функций родного языка и развития якутского литературного языка.

В 1958—1962 гг. вышли сочинения П.А.Ойунского в 7 т. В 1992 г. ИГИ АН РС(Я) издал трехтомник сочинений: Т. Г. Стихи, драматические поэмы (Якутск, 1992); Т. II: Рассказы. Повести. Драмы. Воспоминания (Якутск, 1993); Т. III: Научные труды. Русско-якутский термино-орфографический словарь.