День филолога в 10 «г»

Вторник у  Академического гуманитарного 10«Г» класса  считается  Днем филолог. В рамках  содержания   гуманитарного образования, позволяющего  школьникам   эффективно познавать картину мира, человека и   культурной среды  класс посетил  Выставочный зал  Национального художественного музея  города Якутска. Для нас это был первый совместный  поход в музей. Нас встретил экскурсовод и  в доступной и интересной форме рассказал о Венецианских масках (символ Венецианского карнавала) и познакомил с любопытными фактами из их истории.

История венецианских масок уходит глубоко в прошлые века и была связана с различными потребностями граждан во времена Светлейшей Республики. Когда-то давно маска была широко используемым венецианцами аксессуаром в их повседневной жизни, и не только во время карнавала!

В течение определенного периода Венецианской республики любой, кто бродил по Венеции, мог надеть на лицо маску для того, чтобы скрыть свою личность. Это могло быть связано с самыми различными причинами, в том числе и не совсем благими и честными, например, для преступлений и измен.

Как было сказано в начале, история масок тесно переплетается с Венецианской жизнью. Знаменитые маски итальянской комедиидель-арте, вымышленные персонажи или благородные ремесла и профессии — все они были увековечены в карнавале. 

Вот некоторые из них:

Доктор чумы

Острый клюв. Очки на глазницах. Маска доктора. Вестник чумы, приближающей смерть.

Маска, ставшая героиней Карнавала, долгое время служила вполне утилитарным целям, «униформой» чумных врачей. Защиту для докторов предложил французский медик Шарль де Лорме: длинный плащ, полностью закрывавший человеческую фигуру, обтягивающие руку перчатки, грубые ботинки, на голове – кожаная шляпа с широкими полями. Болезнь не должна была пройти, ни один участок кожи не должен быть открыт. Под шляпу надевали капюшон с пелериной, закрывающей стык между маской и одеждой, плащ заправлялся у самой шеи под маску. Костюм, изготовленный из кожи, или на худой конец, из грубого холста, дополнительно пропитывали воском.

Маска, наводившая такой ужас на горожан, сопровождалась длинным выступающим «клювом». В «клюв» доктора закладывалась смесь целебных трав. Врач дышал ими, тем самым снижал шанс  заразиться.

Чуму нужно было высмеять, побороть, и венецианцы сделали «чумного доктора» героем Карнавала.

Моретта

Женская маска, пришедшая на итальянский полуостров из Франции. «Немая служанка» или Servettamuta, а в простонародье «Отрада мужей». Излюбленная маска Казановы, а всё потому, что она не просто таинственна прикрывает женское лицо, давая даме возможность действовать открыто, не боясь быть узнанной, но и лишает её возможности говорить, заставляя изъясняться с мужчиной, лишь с жестами, лишь языком собственного тела.

Чёрные лица девушек – традиционная моретта. Бархатная или кожаная. Два отверстия для глаз и ни одного для рта. Маску без тесемок нужно было держать, крепко сжав зубами специальный штырек на тыльной стороне маски. Muta. Молча.

Джокер и Маттачино

Джокер (Шут, Дурак). Обманщик. Авантюрист. Разодетый в яркий и красочный костюм из разноцветных лоскутков. Поддельный скипетр. Головной убор с бубенчиками на концах. Заразительный смех, шутки и веселья.

Маттачино– агрессивная вариация Джокера. Злой, дикий, необузданный, подтрунивающий над прохожими. Традиционной забавой Маттичин было метание «парфюмированных» яиц, заполненных душистой водой, в прохожих. Можно кривляться, можно жеманно позировать, можно выкрикивать пошлости проходящим мимо красоткам и престарелым дамочкам. Карнавал разрешает всё.

Мы познакомились с различными видами масок ручной работы, узнали их предназначения. Каждый из нас в конце экскурсии попробовал сделать и украсить маски своими руками. Наш класс был в восторге от посещения музея, осталось много незабываемых впечатлений от увиденных экспонатов. Советуем вам посетить Выставочный зал Национального художественного музея.

 

Халимова  Гюнай,  Мартиросян  Карина, 10 «Г» класс