«Есть такая профессия – Родину защищать »

27 февраля в библиотеке «SMART 2.0.3.» прошел городской конкурс «Есть профессия – Родину защищать». В конкурсе приняли участие 107 учащихся школ и воспитанников детских садов.

Участники конкурса с большим волнением представляли произведения советских писателей на русском и якутском языках. И это удивительные стихи – пронзительные, трагичные и очень честные. Конкурс оценивало компетентное жюри в составе которого были:

  1. Харайбатова Ольга Михайловна – заслуженный работник культуры России, доцент ВШМ
  2. Ушницкая Надежда Петровна — Заслуженная артистка РС (Я), актриса кино и Саха Академического театра им. П.А.Ойунского;
  3. Захаров Эдуард, студент 4 курса академического мастерстваАГИКИ


Все участники конкурса получили сертификаты об участии, дипломы и памятные призы.

Попова Арина, ученица 7 а класса, заняла II место.

Она проникновенно прочитала стихотворение Сергея Михалкова посвященное тем, чьё детство опалено Великой Отечественной войной «Детский ботинок».

Стихотворение написано в 1944 году. Его автор – фронтовой корреспондент, побывавший и на передовой, и в окружении. Победу поэт встретил в Австрии.

В основе стихотворения – подлинный случай. С. Михалков был потрясен увиденным в одном из освобожденных концлагерей. В жанровом отношении – трагедия, и обещание неотвратимости возмездия за нее.

На примере лагеря Майданек, который был освобожден как раз летом 1944 года, можно представить размах организованного здесь «безотходного производства». Склад за крематорием предназначался для обуви. Сотни тысяч пар всех размеров, включая, разумеется, крохотную детскую. Не беда, если обувь была слишком ветхой, ведь всегда можно отодрать более-менее целую подошву, каблук, вынуть стельки, на худой конец. Все это «добро» вагонами отправлялось в Германию, к примеру, в фонд зимней помощи для бедных. Человек умеет придать и милосердию уродливые черты. В ребенке видели вещь, материал, а вот его ботинки ценились куда выше. Амбарные книги распухали от бесконечной переписи чужого, отнятого скарба. Детский ботинок – как история жизни, семьи, несбывшихся надежд и смерти от рук нелюдей.

Жертвы из различных стран (чехи, французы, греки, русские) встретились здесь, чтобы вместе умереть. За плечами каждого – своя история отчаянного спасения, неудач или покорности перед страшной судьбой.

Поэт с болью и гневом трижды повторяет «номер по книге», чтобы подчеркнуть масштаб злодеяния. Число точное, не округленное. За каждой цифрой – чья-то жизнь. Среди топонимов – еще и города: Мелитополь (Украина), Краков (Польша), Вена (Австрия). Особенно пронзительно звучат имена тех детей, кто мог бы носить этот «правый ботинок с заплатой»: Владек, Женя.

Поэт словно хватается за голову и задается тысячей вопросов, на которые нет ответа: «неужели другой не нашлось дороги» для этих детей? Люди обращались к Богу, потеряв всякую надежду разжалобить палачей в человеческом обличье. «Час расплаты пришел!»: в этом восклицании – предчувствие Нюрнбергского процесса. «Снятый Гитлером»: поэт указывает на виновника общего бедствия и расчеловечивания. Поэт твердит этот номер, чтобы никто из организаторов и исполнителей не ушел от «суда народов».

Воспитательный центр.