Российские учащиеся 4 класса подтвердили свой статус лидеров в области чтения и понимания текстов.

13.12.2012

Результаты международного исследования PIRLS-2011

 

Российские учащиеся 4 класса подтвердили свой статус лидеров в области чтения и понимания текстов.

Как показали результаты международного исследования PIRLS, в 2011 году в группу лидирующих стран вошли Гонконг, Российская Федерация, Финляндия и Сингапур. Сравнение результатов учащихся этих стран не выявило значимых различий между ними. Результаты учащихся других стран значительно ниже.

Международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) является мониторинговым исследованием качества начального образования (проводится каждые пять лет). Его цель – сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Исследование организовано Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

В исследовании PIRLS-2011 приняли участие около 325 000 учащихся из 49 стран (из них 39 стран, включая и Россию, участвовали в этом исследовании в 2001 и/или в 2006 годах). Россия в исследовании была представлена 4461 выпускником начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов страны.

Данное исследование в России осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. Работа велась в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Полученные результаты позволяют получить ответы на следующие вопросы:

Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?

Какие изменения произошли в результатах читательской грамотности российских учащихся за последние годы?

Как семья и школа способствуют развитию читательской грамотности?

Какие факторы определяют наивысшие результаты российских четвероклассников?

Основные результаты тестирования

Российские четвероклассники опять в лидерах! По данным 2011 года учащиеся Гонконга, России, Финляндии и Сингапура оказались самыми успешными в овладении чтением; четвероклассники этих стран показали лучшие среди всех стран-участниц результаты. Различие в средних баллах этих стран не является значимым. Результаты остальных стран-участниц существенно ниже результатов четырех лидирующих стран.

Важно отметить устойчивую положительную динамику российских результатов.

В 2001 году Россия заняла 12 место из 35 стран-участниц. Средний балл читательской грамотности – 528.

В 2006 году результаты России значительно повысились: первое место в рейтинге из 44 стран. Средний балл читательской грамотности – 564.

В 2011 году результаты России остались на стабильно высоком уровне, российские учащиеся подтвердили свое лидерство.

 

Пресс-служба РШБА